21. Депозитная политика коммерческого банка.
В теоретическом аспекте депозитная политика – концепция организации депозитных отношений, постановка задач в области привлечения ресурсов, а также проведение практических мер по их осуществлению.
В практическом аспекте депозитная политика – система управленческих решений, детальный план, программа действий коммерческого банка по привлечению ресурсов.
Депозитная политика должна, прежде всего, отвечать следующим требованиям:
-
экономическая целесообразность (рентабельность использования привлеченных ресурсов населения).
-
конкурентоспособность.
-
внутренняя непротиворечивость.
Субъекты депозитной политики: клиенты банка, КБ и государственные учреждения.
Объекты депозитной политики: привлеченные средства КБ и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание).
В основе формирования депозитной политики КБ лежат принципы:
- общие принципы депозитной политики - принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики ЦБ, проводимой на макроэкономическом уровне, и для политики на уровне каждого конкретного КБ. К ним следует отнести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптимальности и эффективности, а также единство всех элементов депозитной политики банка.
- специфические принципы.
Одним из важных вопросов, является вопрос о границах депозитной политики КБ, под которыми понимается определенный допустимый предел аккумулирования банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. При этом дается классификация этих границ по следующим признакам:
-
в зависимости от спроса и предложения на рынке депозитов (экономические границы);
-
по воздействию нормативов ЦБ РФ и лимитов банка (административные границы);
-
в зависимости от субъектов депозитных отношений (внешние и внутренние границы);
-
в зависимости от срочности депозитных отношений (временные границы);
-
в зависимости от географического принципа (территориальные границы);
-
в зависимости от объемов и структуры привлеченных средств (количественные и качественные границы).
Основной целью депозитной политики является привлечение как можно большего объема денежных ресурсов по наименьшей цене. Реализация этой цели политики предполагает решение в процессе ее формирования таких задач, как:
-
содействие в процессе проведения депозитных операций получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;
-
поддержание необходимого уровня банковской ликвидности;
-
обеспечение диверсификации субъектов депозитных операций и сочетание разных форм депозитов;
-
поддержание взаимосвязи и взаимной согласованности между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по суммам и срокам депозитов и кредитных вложений;
-
минимизация свободных средств на депозитных счетах;
-
проведение гибкой процентной политики;
-
постоянное изыскание путей и средств уменьшения процентных расходов по привлеченным ресурсам;
-
развитие банковских услуг и повышение качества и культуры обслуживания клиентов.
Анализ сложившейся практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого КБ связано с большим количеством проблем.
К субъективным проблемам относятся такие, как:
-
масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков;
-
отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;
-
недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента;
-
отсутствие в большинстве российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики;
-
недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке; низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка; ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и так далее.
Среди объективных факторов выделяются следующие:
-
прямое и косвенное воздействие государства и государственных органов на коммерческие банки;
-
влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых рынков на состояние российского денежного рынка;
-
межбанковская конкуренция;
-
состояние денежного и финансового рынка России;
-
отсутствие в России правового механизма страхования и защиты банковских вкладов.
-
Депозитная политика банка должна быть оформлена документально. Она может быть зафиксирована в виде самостоятельного документа на 1-2 год либо представлена отдельными положениями о порядке привлечения денежных средств во вклады и об открытии и ведении клиентских счетов.
Положение о депозитное политике банка может содержать следующие разделы:
-
общие положения;
-
цели ресурсной политики банка;
-
взаимодействие структурных подразделений банка;
-
структура ресурсов банка;
-
сроки привлечения денежных средств и порядок установления условий договора;
-
перечень документов, необходимых для заключения договора и открытия депозита или счета в банке;
-
порядок привлечения и оформление операций по продаже банком собственных векселей и банковских сертификатов;
-
порядок привлечения и оформления операций по привлечению средств кредитных организаций;
-
порядок начисления и уплаты процентов по пассивным операциям;
-
отчисления в фонд обязательного резервирования ЦБ РФ, контроль за соблюдением экономических нормативов;
-
порядок хранения документов.
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.