17. Работа банков с проблемными кредитами.
Проблемные кредиты - это нестандартные, сомнительные и безнадежные ссуды, т.е. все, кроме текущих ссуд, определяемых как ссуды непросроченные (независимо от обеспечения), а также ссуды, имеющие весьма кратковременную просроченную задолженность (до 5 дней включительно) по основному долгу и выплате ссудных процентов, а также лишь однажды переоформленные без изменений условий кредитного соглашения.
Результаты возникновения проблемных кредитов:
-
прямые убытки от невозврата ссуд и неуплаты ссудных процентов;
-
“замораживание” средств банка в непродуктивных активах;
-
подрыв репутации, доверия вкладчиков и инвесторов;
-
увеличение административные расходы банка, ибо на практике требует особого внимания и дополнительного контроля со стороны кредитных подразделений;
-
повышает угрозу оттока квалифицированных кадров вследствие снижения их материального стимулирования из-за падения прибыльности кредитных операций.
Факторы образования проблемных кредитов:
1. факторы лежащие на стороне заемщика и зависящие от него (чаще всего связаны с плохим руководством предприятия):
-
общая некомпетентность,
-
слабая организация плановых и бухгалтерских служб,
-
чрезмерно зацентрализованное управление, неспособное охватить все детали хозяйственного процесса,
-
ухудшение качества продукции, вытеснение ее из рынка и т.д.
2. факторы, не зависящие от заемщика:
-
непредвиденные политические и экономические события,
-
изменение законодательства,
-
общее ухудшение экономической ситуации,
-
стихийные бедствия и т.д.
3. факторы, связанные с деятельностью банка и не зависящие от него;
4. факторы, зависящие от банка (связаны с различными нарушениями кредитного процесса):
-
слабый или не профессиональный анализ кредитной заявки,
-
недостаток обеспечение кредита, например вследствие завышенной цены залога,
-
неправильное документальное оформление кредита, например отсутствие в кредитном договоре оговорок, защищающих интересы банка-кредитора,
-
плохой контроль за работой заемщика в период пользования ссудой и т.д.
Показателей для оценки возможного банкротства заемщика.
1. Показатели, которые свидетельствуют о возможных серьезных финансовых затруднениях заемщика, приближающих его к банкротству:
-
повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;
-
превышение критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
-
чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;
-
устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
-
устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
-
невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами;
-
высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности и т.д.
2. Показатели, указывающие, что при определенных условиях положение заемщика может резко ухудшиться:
-
потерю ключевых сотрудников аппарата управления;
-
вынужденную остановку, а также нарушения производствен но процесса;
-
недостаточную диверсификацию деятельности предприятия;
-
участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом и др.;
Своевременное реагирование на сигналы раннего проявления зарождающихся финансовых трудностей позволяет банку принять превентивные меры. Банку целесообразно разработать корректирующий план дальнейших действий. При этом не обходимо:
-
выяснить, насколько глубоки причины, ухудшающие ситуацию;
-
занести данный кредит в лист особого наблюдения;
-
встретиться с руководством предприятия, наметив план дальнейших мероприятий;
-
при необходимости снизить кредитный рейтинг заемщика, увеличить отчисления в резервные фонды;
-
с учетом результатов анализа в случае необходимости изменить условия кредитной сделки;
-
выяснить потенциальные опасности для банка в других сферах взаимодействия с данным клиентом;
-
проанализировать всю кредитную документацию, включая кредитный договор с обозначенными в нем условиями кредитования, договор о залоге;
-
вновь оценить надежность всех форм обеспечения возвратности кредита;
-
усилить внимание к состоянию расчетного счета клиента;
-
разработать программу изменения структуры задолженности.
Если ухудшающийся кредит не поддается быстрой нормализации, целесообразными становятся мероприятия, в своем комплексе получившие название реабилитации (спасения) кредита:
1. Привлечение дополнительных форм обеспечения возвратности кредита:
-
получение дополнительных гарантий и поручительства
-
привлечение дополнительного обеспечения;
-
частичная продажа обеспечения;
-
усиление контроля за дебиторской задолженностью и материальными запасами;
-
получение правительственных гарантий (получение средств бюджета для погашения ссуды и уплаты ссудного процента);
2. Привлечение дополнительных капиталов и финансовой помощи:
-
поиск новых инвесторов, желающих и способных вложить в данное предприятие дополнительные ресурсы;
-
вложение нового капитала с использованием договора простого товарищества;
-
увеличение собственного капитал заемщика за счет его акционеров, дочерних предприятий;
-
организация финансовой помощи со стороны других финансовых и банковских учреждений;
-
продажа предприятия третьей стороне;
3. Организационно-административные меры:
-
обсуждение с главными акционерами вопроса о новых руководителях предприятия, набор новой команды менеджеров;
-
заключение мирового соглашения с заемщиком (во избежание судебного взыскания ссудной задолженности);
-
назначение управляющих и консультантов для работы с заемщиком от имени кредитного учреждения.
Если реабилитация кредита не смогла предотвратить угрозу невозврата кредита, целесообразным становится:
-
принятие юридических мер, в том числе официальное обращение к гарантам, поручителям о выполнении ими своих обязательств;
-
продажа залога;
-
продажа кредита;
-
оформление документов (иск о банкротстве предприятия-должника).
Работа банка с проблемными кредитами довольно часто на практике организуется в специальном отделе по управлению проблемными ссудами. Методическим обеспечением данной работы является разрабатываемое банком “Положение о работе с проблемными кредитами”.
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.