27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
Аналитическая работа в коммерческом банке ведется как в целом по банку, так и в разрезе отдельных банковских структур, отдельных операций. В современных условиях анализ в банковской деятельности является основой для планирования последующих действий и решений.
Цель аналитической работы в банке - оценка результатов деятельности банка, выявление резервов повышения эффективности, получение информации для планирования, принятия управленческих решений, управления рисками, контроля и регулирования.
Предмет анализа - финансово-экономические процессы, их результаты и влияющие факторы. Объектом банковской аналитической деятельности является: окружающая социально-экономическая среда, потенциальный и завоеванный рынки, состояние конкуренции, активы и пассивы банка, его доходы, расходы и прибыль, банковские риски и операции.
Аналитическая работа в банках базируется на нескольких принципах:
-
историзация (следует по возможности использовать данные за длительный период, что позволяет выявить тенденции происходящих изменений);
-
ранжирование (важно оценить значимость выявленной проблемы, степень ее влияния на банк в целом, что делает анализ более эффективным);
-
сравнение (постоянное сравнение полученных результатов с конкурентами, планами и расчетами, что позволяет банку определить свое место на рынке, выявить факторы, негативно влияющие на развитие банка);
-
сопоставимость (необходимо сделать сопоставимыми данные разных периодов, исключить влияние инфляционных процессов, для этого используются коэффициент инфляции, дефлятор, метод твердых валют и т.п.);
-
последовательность.
Аналитическая работа ведется руководством банка, менеджерами различных уровней внутренними аудиторами и специальными банковскими аналитиками.
Основными функциями аналитического подразделения в банке являются:
-
глубокий анализ и прогноз политической, экономической и правовой обстановки в стране и их возможное влияние на деятельность банка;
-
постоянный учет фактора неопределенности;
-
анализ конкурентоспособности банка на валютных, кредитных и финансовых рынках, рынке банковских услуг; оценка надежности банков-партнеров;
-
исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности банка за предыдущие периоды, детальный анализ сильных и слабых сторон банка, благоприятных и негативных факторов, влияющих на банк;
-
систематический анализ изменения структуры активов и пассивов, выполнения бюджета банка;
-
совершенствование методов и инструментов экономического анализа и прогноза.
Основными источниками информации для анализа являются данные финансовой отчетности, расшифровки отдельных статей баланса и данные аналитического учета, внутренние документы банка, материалы проверок, официальная статистика и информация неформального характера.
Виды анализа, используемые в банковской аналитике:
1. В зависимости от используемых данных:
-
ретроспективный – предполагает взгляд в прошлое, исследование данных прошлых лет;
-
оперативный (текущий) – оперирует данными настоящего времени.
2. В зависимости от целей и применяемых инструментов:
-
внешний (дистанционный) анализ предполагает изучение состояния контрагента на межбанковском рынке, финансового состояния клиентов банка на основании доступ ной информации: бухгалтерской и финансовой периодической отчетности, публикуемой отчетности, данных официальной статистики. В силу этого для дистанционного анализа характерна недостаточная детализация информации, а нередко и отсутствие уверенности в достоверности получаемых данных.
-
внутренний анализ предполагает изучение состояния банка на основании данных не только синтетического, но и аналитического учета, использование данных внесистемного учета, возможность получения дополнительной информации и реальной оценки качества этой информации.
3. В зависимости от субъектов анализа:
-
количественный – регистрирует величину и темпы изменений в структуре баланса банка, других объектов анализа, исследует отдельные факторы, вызвавшие эти изменения;
-
качественный – основан на изучении абсолютных и относительных показателей, анализе трендов показателей, сравнительном анализе показателей. Предполагает исследование причин изменения банковской прибыли, изучение факторов, влияющих на качество портфелей и отдельных активов, анализ величины и причин возникновения банковских рисков.
Аналитической службой банка используются различные методы анализа. Выбор конкретных методов при проведении анализа различными участниками зависит от целей анализа, квалификации аналитика, доступности информации.
1. Структурный метод подразумевает анализ структуры активов, пас- си нов, доходов и расходов банка с целью их оптимизации. Целью анализа является выявление доли ресурсов, направленных в зоны повышенного риска, изменение состава и размера работающих активов, платных пассивов, изучение структуры баланса банка по срокам привлечения и размещения средств.
-
вертикальный анализ предполагает изучение изменения структуры баланса;
-
горизонтальный анализ – изучение темпов этих изучений.
2. Метод группировки, который заключается в выявлении однотипных статей баланса банка, их укрупнении, классификации, сравнении.
3. Метод коэффициентов используется для выявления количественной связи между различными статьями, разделами или группами статей баланса. Он применяется чаще для измерения рисков, оценки эффективности деятельности банка.
4. Экономико-математические методы используются при управлении ликвидностью банка, оценке фондовых инструментов и в расчетах. окупаемости инвестиционных проектов.
5. Графический метод наиболее подходит для выявления тенденций, при этом не требуется трудоемкая работа по анализу динамических рядов. Часто графический метод используется при расчете точек безубыточности.
Таким образом, в аналитической работе используются все основные приемы, методы и инструменты экономического анализа.
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.