logo
Метод

4.3. Безналичный денежный оборот, его значение

Безналичный денежный оборот – это движение денег в безналичной форме посредством записи на счетах или зачета взаимных требований.

Виды безналичного денежного оборота:

товарный — обслуживает процесс производства товаров;

нетоварный —обслуживает финансовые обязательства;

централизованный — оборот, совершаемый через корреспондентские счета коммерческих банков в центральном банке;

децентрализованный — оборот, совершаемый через корреспондентские счета коммерческих банков в других коммерческих банках;

межхозяйственный —между субъектами;

межбанковский —между банками;

банковский — оборот между банковскими организациями и их клиентами;

розничный — оборот, возникающий в процессе осуществления платежей населения;

внутренний — движение безналичных денег в национальном хозяйстве;

международный — оборот, возникающий в процессе международных расчетов и платежей.

Безналичный денежный оборот составляет большую часть денежного оборота национального хозяйства (в развитых странах — более 90 %).

На его объем и структуру оказывают влияние факторы:

Безналичный оборот способствует:

• повышается скорость расчетных операций, что способствует ускорению оборота капитала и улучшению финансового состояния субъектов хозяйствования;

• обеспечивается более свободный перелив капитала из одних сфер и отраслей экономики в другие;

• снижаются издержки обращения в денежной сфере и экономике в целом;

• концентрация большей части денежного оборота в банковской системе позволяет государству контролировать и регулировать денежные потоки, а банкам — использовать денежные средства, хранящиеся на счетах, в качестве ресурсов для кредитования экономики;

• в процессе движения безналичных денежных средств (при проведении банками активных операций) создаются новые деньги в процессе денежно-кредитной мультипликации, обеспечивающие потребности экономики в дополнительной денежной массе;

• участники расчетов имеют возможность контролировать правомерность, правильность и своевременность платежей, поскольку последние совершаются с использованием платежных инструкций.

Принципы организации безналичных расчетов (для сокращения рисков неплатежей):

• унификация и законодательное регулирование расчетных операций;

• свободу выбора субъектами форм безналичных расчетов;

• взаимный контроль участников за правильностью проведения расчетов на основании платежных инструкций;

• согласие владельцев счетов на проведение расчетов или списание средств со счета на основании исполнительных документов, выданных судами;

• срочность платежей для бесперебойного осуществления хозяйственной деятельности. Установлена максимальная продолжительность безналичных расчетов в пределах страны;

• обеспеченность платежей. У плательщика для осуществления платежа должны быть средства на счете в необходимом объеме.

Условия проведения безналичных расчетов включают необходимость открытия банковских счетов и заключение договоров между банками и клиентами.

Порядок проведения безналичных расчетов определяет:

Платежная инструкция – это указания плательщика банку перевести в пользу получателя сумму денежных средств. Банк обязан исполнить ее не позднее банковского дня, следующего за днем ее представления.

Документооборот – это последовательное перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей.

Очередность платежей - это последовательность списания средств со счетов.

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте

Виды безналичных расчетов:

Банковский перевод - это перевод денежных средств на основе платежных инструкций

Кредитовый банковский перевод осуществляется по инициативе плательщика (платежные поручения и платежные требования-поручения). В них плательщик дает указание банку списать средства со своего счета и кредитовать счет получателя.

Инициатором дебетового банковского перевода является бенефициар (платежное требование, чек), который дает распоряжение дебетовать счет плательщика и зачислить денежные средства на свой счет.

Виды банковского перевода:

- по инициатору платежа: Кредитовый, Дебетовый;

- по составу участников: Внутренний, Международный;

- частный (между физическими лицами, не связан с предпринимательской деятельностью);

- перевод с конверсией, покупкой, продажей (перечисление средств в валюте, отличающейся от валюты счета, с которого осуществляется данный перевод).

Инкассо – это операция, в которой банк на основании инструкции клиента передает документы плательщику с целью получения платежа, акцепта платежа или на других условиях.

Виды инкассо:

- по порядку списания средств: Акцептная форма, Безакцептная форма;

- по виду инкассируемых документов: Чистое, Документарное;

- по составу участников: Внутреннее, Международное;

Акцептной называется форма инкассо, при которой списание средств со счета плательщика производится с его согласия.

При безакцептной форме инкассо банк списывает денежные средства без согласия плательщика (например, на основании постановления хозяйственного суда).

Чистое инкассо – это операция, при которой плательщику передаются для оплаты только финансовые документы (векселя, чеки и т.п.).

Документарное инкассо – операция, при которой происходит передача либо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, либо только коммерческих документов (транспортных, товарораспорядительных и др.).

Формы безналичных расчетов отличаются друг от друга порядком проведения расчетной операции.

Форма безналичных расчетов - это способ исполнения денежных обязательств через банки, определяемый видом платежной инструкции и организацией документооборота.

В Республике Беларусь используются следующие формы безналичных расчетов:

• расчеты платежными поручениями;

• расчеты платежными требованиями-поручениями;

• расчеты платежными требованиями;

• расчеты чеками;

• аккредитивная форма;

• расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.

Платежное поручение - это платежная инструкция плательщика, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель для зачисления на счет бенефициара.

Документооборот при расчетах платежными поручениями представлен на рис. 4.4.

Банк-получатель

3

Банк-отправитель

4

2

Бенифициар

1

Плательщик

Рис. 4.4. Схема расчетов платежным поручением:

1 — отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2 — оформление платежного поручения и представление его в банк для исполнения;

3 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

4 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе

Достоинства - простота документооборота и скорость перечисления средств.

Недостаток - у бенефициара отсутствует гарантия платежа, так как у плательщика может не оказаться необходимой суммы средств на счете и права на кредит.

Срока действия платежного поручения —10 дней со дня выписки.

Платежное требование-поручение — это платежная инструкция, содержащая требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленных товаров или провести платежи по другим операциям на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, предусмотренных договором документов.

В случаях, когда плательщик отказывается оплатить платежное требование-поручение полностью или частично, он уведомляет об этом, минуя банк, непосредственно получателя средств в порядке и сроки, установленные договором.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями изображена на рис. 4.5.

Кянк-п

олучатель

4

Банк-отправитель

5

1

3

Бенефициар

Плательщик

2

Рис. 4.5. Схема расчетов платежным требованием-поручением:

1 — отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2 — оформ-пение платежного требования-поручения и отсылка его плательщику;

3 — ащепт суммы платежного требования-поручения и передача его в банк для исполнения;

4 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

5 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефи­циара и извещение его о переводе.

Плательщик акцептует его в установленном порядке полностью или частично, проставив в нем ту сумму, которую он согласен оплатить. В случае полного или частичного отказа от оплаты он в установленные договором сроки сообщает об этом непосредственно бенефициару.

Достоинствами этой формы расчетов является простой документооборот.

Недостаток - отсутствие гарантии платежа, которая может привести к замедлению оборачиваемости средств.

Платежное требование — это платежная инструкция, содержащая требования бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

При расчетах платежными требованиями используется акцептная и безакцептная формы инкассо.

Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, на основании исполнительных документов.

Акцептная форма - плательщик передает в банк-отправитель заявление на акцепт, форму которого банки разрабатывают самостоятельно. Акцепт плательщика может быть предварительным и последующим.

Предварительный акцепт представляет собой акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления платежного требования на инкассо и предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель.

Последующим акцептом называется акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в банк в течение срока, установленного действующими нормативными актами.

Заявление на последующий акцепт плательщик должен представить в банк-отправитель в течение 5 банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

Плательщик может отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично, если бенефициаром не выполнены или ненадлежащим образом выполнены условия договора. При полном отказе банк-отправитель возвращает платежное требование в банк-получатель без исполнения, при частичном — исполняет в сумме, акцептованной плательщиком.

Если платежное требование акцептовано плательщиком, но на его счете отсутствуют средства или их недостаточно для платежа, неоплаченное или частично оплаченное платежное требование помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Оплата документов из этой картотеки осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в законодательно установленной очередности.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом показана на рис. 4.6.

Банк-получатель

Банк-отправитель

7

т

2

3

4

5

Бенефициар

1

Плател

Рис. 4.6. Схема расчетов платежным требованием с последующим акцептом:

1 — отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2 — пред­ставление бенефициаром платежного требования в банк;

3 — принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель;

4 — принятие платежного требования банком-отправителем к исполнению32 и передача его плательщику для акцепта;

5 — передача заявления на последующий акцепт после проверки плательщиком в течение установленного срока акцепта обоснованности требования;

6 — списание денежных средств со счета платель­щика и перевод их в банк-получатель;

7 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Для оплаты платежных требований в порядке предварительного акцепта плательщик должен представить в банк-отправитель заявление на предварительный акцепт.

В свою очередь платежные требования, поступившие от бенефициара, должны содержать пометку об оплате с предварительным акцептом.

При расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом документооборот принимает следующий вид (рис. 4.7).

Преимущества расчетов платежными требованиями заключаются в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками, включая банки.

Недостаток - отсутствие гарантии платежа, поскольку на счете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств. Кроме того, расчеты платежными требованиями трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

Банк-получатель

5

Банк-отправитель

6

3

4

2

циар

1

Плательщик

Рис. 4.7. Схема расчетов платежным требованием с предварительным

акцептом:

1 — отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2 — передача заявления на предварительный акцепт (до поступления платежного требования в банк-отправитель);

3 — представление бенефициаром платежного требования в банк;

4 — принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель;

5 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

6 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести выплату указанной в нем суммы чекодержателю.

В Республике Беларусь для расчетов юридических лиц используются чеки из чековых книжек. Расчеты чеками относятся к гарантированным платежам.

При гарантированных платежах плательщик предварительно депонирует необходимые для расчетов денежные средства на отдельном счете или заключает договор с банком на предоставление ему кредита.

Поэтому они осуществляются в два этапа: сначала плательщик получает чековую книжку на сумму предварительно депонированных средств, а затем осуществляется расчет чеком (рис. 4.8). Юридическому лицу при необходимости может быть выдано несколько чековых книжек на имя разных его представителей.

Рис. 4.8. Схема расчетов чеками из чековой книжки:

получение чековой книжки:

1 — представление заявления-обязательства на получение чековой книжки;

2 — выдача чековой книжки на сумму денежных средств, депонированных на счете

специального режима;

расчет чеком:

3 — передача товаров чекодателю;

4 — прием чека из чековой книжки чекодержателем в уплату за товары;

5 — передача чека в банк вместе с поручением-реестром;

6 — принятие чека к оплате и отсылка его с поручением-реестром в банк чекодателя;

7 — оплата чека со счета специального режима и перечисление денег на счет чекодержателя;

8 — зачисление средств на счет чекодержателя и извещение его об оплате

Срок действия чековой книжки составляет 1 год. По его истечении чекодатель должен сдать ее в банк (или по желанию — досрочно). Если при этом депонированная сумма чековой книжки использована не полностью, неизрасходованные денежные средства возвращаются клиенту. В случае если по истечении срока действия в чековой книжке остались неиспользованные чеки и на счете специального режима имеются денежные средства, то по заявлению чекодателя срок действия чековой книжки может быть продлен банком еще на один год.

В течение срока действия чековой книжки она может пополняться банком по желанию чекодателя. Если при полном использовании чеков из чековой книжки по ней остается неиспользованный остаток, то на этот остаток по просьбе клиента банк может выдать новую чековую книжку.

Достоинство расчетов чеками - гарантия платежа, достигаемая за счет предварительного депонирования денежных средств.

Недостаток - усложненный документооборот. Кроме того, банк чекодержателя может не принять чек на инкассо, а банк чекодателя — не оплатить, если ого оформление не отвечает требованиям нормативных документов.

Аккредитив - это обязательство банка-эмитента осуществить по поручению покупателя платеж поставщику, если соблюдены все условия аккредитива (либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный поставщиком).

Все операции с аккредитивами выполняются банками только на документарной основе.

Открывается аккредитив банком-эмитентом на основании инструкций приказодателя. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств плательщика или банковского кредита. В первом случае при открытии аккредитива плательщик вместе с инструкциями должен предоставить банку-эмитенту средства, необходимые для его исполнения.

Исполнение аккредитива может осуществляться различными способами:

Банк, участвующий в расчетах аккредитивами, может выступать как:

банк-эмитент, открывающий аккредитив;

авизующий банк, по просьбе банка-эмитента сообщающий бенефициару об открытии аккредитива (передающий ему аккредитив);

подтверждающий банк, который наряду с банком-эмитентом берет на себя обязательство произвести платеж или иные действия в соответствии с условиями аккредитива;

исполняющий банк, уполномоченный банком-эмитентом произвести платеж, акцепт, оплату или учет переводного векселя, если соблюдены все условия аккредитива.

Один и тот же банк может выступать как авизующий и подтверждающий одновременно. Выполнять функции исполняющего банка могут сам банк-эмитент, авизующий банк, подтверждающий банк, а также другой банк, уполномоченный банком-эмитентом. На практике подтверждающий банк, как правило, является и исполняющим.

Внутренний аккредитив - если банк-эмитент и бенефициар являются резидентами.

Международным признается аккредитив, если одной из сторон, участвующих в расчетах, выступает нерезидент.

Аккредитив

Отзывный

-

По порядку изменения или отмены обязательств

Безотзывный

Подтвержденный

Переводной

Резервный

Рис. 4.9. Виды аккредитива

Виды аккредитива (рис. 4.9).

Отзывный аккредитив может быть изменен или отменен банком-эмитентом в любое время без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывный — только с его согласия. Аккредитив считается безотзывным, если в его тексте прямо не указано иное.

Подтвержденным становится безотзывный аккредитив, когда обязательство по нему по просьбе банка-эмитента подтверждает исполняющий банк. Такой аккредитив более надежен, так как получает дополнительную гарантию оплаты, и не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

Переводной аккредитив предусматривает возможность передачи права его использования полностью или частично по заявлению бенефициара другому лицу, если последний представит документы, указанные в аккредитиве.

Резервный аккредитив представляет собой независимое обязательство банка выплатить определенную сумму денежных средств либо по простому требованию бенефициара, либо по его требованию на основании представленных документов. Эти документы должны указывать, что платеж причитается вследствие неисполнения плательщиком принятого на себя обязательства или наступления какого-либо события.

Общая схема документооборота при расчетах аккредитивами представлена на рис. 4.10.

В ней исполняющим банком выступает банк-эмитент, а авизующим — банк, обслуживающий бенефициара.

Рис. 4.10. Упрощенная схема расчетов аккредитивами:

открытие аккредитива:

1 — представление заявления на открытие аккредитива;

2 — открытие аккредитива банком-эмитентом и направление его бенефициару через авизующий банк; перечисление средств на счет специального режима;

3 — отсылка бенефициару изве­щения об открытии аккредитива с приложением экземпляра аккредитива для проверки его соответствия условиям основного договора;

расчет с использованием аккредитива:

4 — отгрузка товаров плательщику;

5 — оформление и предоставление документов, предусмотренных условиями аккредитива;

6 — проверка соответствия документов условиям аккредитива и пересылка их в банк- эмитент;

7 — проверка по внешним признакам соответствия документов условиям аккредитива и перечисление денежных средств в пользу бенефициара;

8 — выдача оплаченных документов приказодателю;

9 — зачисление средств на счет бенефициара и извещение его об оплате

Платежи с использованием аккредитивов относятся к гарантированныv, поэтому расчетная операция, как и цри расчетах чеками, включает два этапа: открытие аккредитива и платеж на основании представленных документов.

К преимуществам а можно отнести контроль за соблюдением условий аккредитива со стороны банков. Аккредитивная форма расчетов гарантирует получение платежа бенефициаром при выполнении им условий аккредитива.

Недостатками являются сложность и высокая стоимость расчетной операции, а также отвлечение денежных средств плательщика на срок действия аккредитива.

Банковская пластиковая карточка — это платежный инструмент, который обеспечивает доступ к банковскому счету и проведение безналичных расчетов.

Для расчетов с использованием банковских пластиковых карточек создаются платежные системы.

владелец системы определяет правила и процедуры проведения операций с банковскими пластиковыми карточками в ее рамках;

члены системы создают систему и осуществляют управление ею;

участники системы включают: 1) членов этой системы; 2) банки-эквайеры, выполняющие операции с банковскими пластиковыми карточками в соответствии с правилами системы на основе договоров, заключенных с ее членами; 3) процессинговые центры.

Участники системы обеспечивают эмиссию банковских пластиковых карточек, их использование, процессинг, экваиринг и выполнение расчетов по операциям, совершаемым при использовании этих карточек.

Процессинг включает сбор и обработку информации, поступающей от ПТС (предприятий торговли и сервиса), банкоматов и т.д. при проведении операций с карточками, а также передачу обработанной информации для проведения безналичных расчетов.

Эквайрииг— это деятельность по процессингу операций, совершаемых при использовании карточек, эмитированных другими банками; кассовое обслуживание держателей этих карточек; расчетное обслуживание ПТС.

Эмиссию, распространение банковских пластиковых карточек и эквайринг на территории республики могут осуществлять только банки, а процессинг — не только банки, но и другие юридические лица.

Карточные платежные системы могут быть внутренними, международными и частными.

В частной системе эмиссию банковских карточек осуществляет владелец системы. Такая система может быть как внутренней, так и международной.

Банк-эмитент принимает на себя обязательства но перечислению денежных средств с карт-счетов в соответствии с условиями заключенных договоров.

Распространять карточки, т.е. выдавать их держателям от имени банка-эмитента в соответствии с заключенным с ним договором, может банк-агент, не являющийся участником системы.

Виды банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь:

дебетовая — позволяет проводить операции в пределах остатка средств на карт-счете, а также в пределах овердрафта по этому счету;

кредитная — для кредитных операций;

личная —для физического лица;

корпоративная —для юридического лица (индивидуального предпринимателя) в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью владельца карт-счета, служебными командировками. При этом держатель карточки должен представить владельцу карт-счета (юридическому лицу) документы, подтверждающие целевой характер использования денежных средств. Потраченную не по целевому назначению сумму он обязан возместить в срок, установленный законодательством.

Личные и корпоративные банковские карточки могут быть как дебетовыми, так и кредитными.

Общую схему документооборота при расчетах банковскими пластиковыми карточками можно представить следующим образом (рис. 4.11).

экваиер

6

Банк-эмитент

Банк-

7

5

8

фициар

3

Держатель карточки

4

Рис. 4.11. Упрощенная схема расчетов с использованием банковских пластиковых карточек:

получение банковской пластиковой карточки:

1 — заключение договора карт-счета и открытие карт-счета;

2 — выдача карточки;

расчет с использованием банковской пластиковой карточки:

3 — передача товаров, оказание услуг держателю карточки;

4 — использование карточки и оформление карт-чека;

5 — передача карт-чека в банк в порядке, определенном договором между бенефициаром и банком;

6 — передача банку-эмитенту платежных инструкций, сформированных после обработки карт-чеков;

7 — перевод в банк-эквайер средств, списанных с карт-счета клиента;

8 — зачисление средств на счет бенефициара и извещение его об оплате

Развитие расчетов банковскими пластиковыми карточками способствует: