logo
Метод

11.5. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности

Форма образования банка может быть разной: акционерное общество, унитарное предприятие. Учредителями банка выступают юридические и физические лица, кроме общественных организаций, преследующих политические цели. Учредители — юридические лица —должны не иметь убытков и неплатежей в бюджет.

Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей, происхождение которых подлежит декларированию.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается обычно центральным банком и, представляя собой имущество банка, гарантирует интересы кредиторов.

Вклады в уставный фонд или оплата акций могут осуществляться как в денежной, так и неденежной форме. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств. Вкладом в уставный фонд банка не могут быть объекты интеллектуальной собственности.

Денежные вклады в уставный фонд могут быть внесены как в национальной, так и в иностранной свободно конвертируемой валюте, однако при этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях.

Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке. В отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком. Средства с этого счета могут быть использованы только для зачисления на корреспондентский счет банка после его регистрации либо для возврата на счет учредителя, если банк не зарегистрирован.

К вкладам в неденежной форме относятся нежилые помещения и иное необходимое для осуществления банковской деятельности имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства.

Для регистрации банка создаваемого учредителями-резидентами, в Национальный банк Республики Беларусь представляют следующие документы:

заявление;

устав банка;

выписку из протокола учредительного собрания (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;

документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме);

копии учредительных документы и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц;

сведения об учредителях — физических лицах;

справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;

документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;

анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Руководитель исполнительного органа банка должен представить сведения о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, главный бухгалтер:— о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка. Кроме того, кандидаты на названные выше должности представляют сведения об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;

документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка (по каждому инвестору);

бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка;

документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций: средств телекоммуникации, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования охранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укрепленного кассового узла и т.д.;

платежные документы, подтверждающие внесение платы за государственную регистрацию банка;

эскизы печатей.

Для регистрации банка в форме акционерного общества (ОАО) дополнительно представляются:

нотариально удостоверенный договор о создании акционерного общества;

список учредителей (участников) с указанием размера их вклада, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди них, а также долей таких акций в общем объеме уставного фонда этого банка.

Для регистрации иностранного банка, а также банка с участием иностранного капитала необходимо дополнительно:

документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории Республики Беларусь;

документы, содержащие доказательство юридического статуса и платежеспособности иностранного учредителя (юридического лица).

Дополнительным требованием к созданию и деятельности банков с иностранными инвестициями и дочерних банков иностранных банков на территории Республики Беларусь может быть соблюдение квоты (доли) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь, устанавливаемой Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Рассмотрение документов должно осуществляться не более двух месяцев со дня их подачи.

При положительном решении вопроса Национальный банк выдает вновь создаваемому банку:

соответствующее свидетельстве о государственной регистрации;

разрешение на право изготовления печатей;

документы, подтверждающие постановку на учет налоговых органах, органах государственной статистики и Фонд социальной защиты населения, в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

В Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится соответствующая запись. За государственную регистрацию банков предусмотрено внесение платы.

Причины отказа в регистрации:

несформированный в объявленном размере уставный фонд;

несоответствий квалификационным требованиям руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

выявление недостоверной информации в представляемых для государственной регистрации документах;

несоответствие устава банка или иных документов, представленных для регистрации банка, требованиям законодательства Республики Беларусь;

установление фактов использования на формирование уставного фонда привлеченных средств или доходов, полученных незаконным путем;

наличие в составе учредителей общественного объединения, преследующего политические цели;

несоответствие статуса и финансового состояния учредителей установленным требованиям.

Отказ в государственной регистрации банка по мотивам не целесообразности его создания не допускается.

Решение Национального банка об отказе в регистрации и выдаче лицензии может быть обжаловано учредителями (участниками) банка в судебном порядке.

Банки могут открывать филиалы (отделения).

Филиалом банка является его обособленное подразделение. Филиал банка не является юридическим лицом. Руководитель филиала назначается руководителем банка и действует на основании выданной ему доверенности.

На его открытие требуется согласие Национального банка.

Для создания филиала банка в Национальный банк представляются:

заявление;

выписка из протокола общего собрания участников банка о принятии решения о создании филиала;

положение о филиале банка, утвержденное уполномоченными органами банка;

сведения о профессиональной пригодности руководителя и главного бухгалтера филиала.

Вопрос о создании филиала рассматривается Национальным банком в 30-ти дневный срок со дня подачи документов.

Банку может быть отказано в создании филиала или отделения:

если он в течение последних трех месяцев до подачи документов допускал убытки;

если он не выполнял нормативы своего безопасного функционирования;

из-за несоответствия положения о филиале банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;

из-за нарушений установленного порядка создания филиала;

недостаточности квалификации руководителя и главного бухгалтера филиала и др.

Перечень филиалов банка прилагается к его уставу.

Банки или его филиалы (отделения) могут создавать различные структурные подразделения: расчетно-кассовые центры, центры банковских услуг, обменные пункты и др.

Представительство банка создается для представления интересов банка, осуществление защиты, изучение рынка банковских услуг на определенной территории. Представительства банков не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции.

Коммерческие банки обязаны информировать Национальный банк о внесении изменений и дополнений в учредительные документы. Вносимые изменения и дополнения в учредительные документы банка в обязательном порядке подлежат государственной регистрации. Изменения могут быть связаны с созданием либо закрытием филиалов, изменениями размера уставного фонда банка, состава учредителей, места нахождения банка и др.

Право на осуществление данной деятельности банк приобретает с момента получения лицензии, выдаваемой центральным банком.

Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности, который не реже одного раза в год подлежит обязательной публикации в официальном издании Национального банка.

Лицензия на осуществление банковской деятельности выдается ему одновременно со свидетельством о государственной регистрации. За выдачу лицензии с банка взимается лицензионный сбор, размер и порядок оплаты которого устанавливаются Национальным банком. Прекращение деятельности банков может произойти в результате реорганизации или ликвидации по решению собственников банка (с письменного согласия национального банка), хозяйственного суда либо Национального банка.

Решение о ликвидации по решению собственников быть принято только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами.

Формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При реорганизации банка вносятся необходимые изменения в учредительные документы и производится его перерегистрация. Для осуществления процедуры ликвидации банка органом, принявшим данное решение создается ликвидационная комиссия, которая производит оценку финансового состояния ликвидируемого банка, готовит отчет о ликвидации и ликвидационный баланс, утвержденный органом, принявшим решение о ликвидации.

Данные документы направляются в Национальный банк для внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. О прекращении деятельности коммерческих банков сообщается в средствах массовой информации.