logo
Метод

11.4. Денежно-кредитная политика центрального банка, ее инструменты

Денежно-кредитная политика (ДКП) как часть макроэкономической политики представляет собой управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. То есть - это мероприятия, направленные на изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка.

Параметры ДКП оказывают воздействие на эффективность капиталовложений и соответственно на процессы воспроизводства, инфляции и занятости.

Изменяя условия функционирования кредитных организаций, центральный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития страны в целом.

Выделяют два типа монетарной политики:

1. денежно-кредитная рестрикция (политика «дорогих денег») - направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на ужесточение условий и ограничений объемов операций банков, повышение уровня процентных ставок. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов

Денежно-кредитная рестрикция:

Общественный сектор:

Сокращение кредитования экономики

Сокращение инвестиций

Сокращение деловой активности в экономике

Частный сектор:

Сокращение сбережений

Сокращение кредитов на потребление

Снижение спроса на товары и услуги

2. денежно-кредитная экспансия (политика «дешевых» денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок. Ее целями являются стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы (рис. 13.3).

Денежно-кредитная экспансия

Общественный сектор:

Рост кредитования экономики

Рост объемов инвестиций

Рост деловой активности в экономике

Частный сектор:

Рост доходов и сбережений

Рост кредитов на потребление

Рост спроса на товары и услуги

Оба типа политики могут иметь как всеобщий, так и селективный характер. В первом случае мероприятия центрального банка распространяются на все орга­низации банковской системы, во втором — на отдельные кредитные организации, мх группы или на определенные виды банковской деятельности.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций и соответственно рост деловой активности в экономике за счет увеличения денежного предложения усиливает инфляцию.

В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшение состояния платежного баланса, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости.

То есть при проведении ДКП возникает проблема маневрирования между стимулированием экономической активности и борьбы с инфляцией.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность мероприятий ЦБ, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

Выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:

1. гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной;

2. жесткое регулирование предполагающее сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу;

3. промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями.

Современные теоретические подходы к денежно-кредитно­му регулированию исходят из следующей оценки роли денег в экономике:

изменение центральным банком условий денежного предложения;

влияние на финансовый сектор (% ставки, валютный курс, цены финансовых активов, денежные агрегаты, объемы кредитов экономике);

влияние на реальный сектор (инвестиции, потребление, чистый экспорт);

изменение валового выпуска (экономический рост, динамика цен, уровень занятости, равновесие платежного баланса).

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики – это совокупность взаимосвязанных макроэкономических переменных (каналов трансмиссий), посредством которых финансовые инструменты, используемые центральными банками, влияют на экономические процессы и, прежде всего, на ВВП. Действия центрального банка влияют на финансовый рынок страны, а через него — на производство, сбережения, потребление и инвестиции, что оказывает прямое воздействие на ВВП.

То есть, трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики отражает характер взаимосвязи финансового и реального секторов, позволяя выявить рычаги влияния денежно-кредитного регулирования на экономику страны.

Это механизм передачи сигналов прямой и обратной связи между решениями в области денежной политики и состоянием реальной экономики.

Система денежно-кредитного регулирования. Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования, то есть регулирование центральным банком денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения макроэкономических задач.

Элементы системы ДКР:

принципы организации ДКР;

субъекты и объекты регулирования;

цели, методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования представляют собой набор правил, которые делают систему устойчивой, эластичной и экономичной.

1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти. Это предполагает:

институциональную независимость — исключительное право центрального банка выработки и осуществления денежно-кредитной политики;

материальную независимость — осуществление деятельности за счет собственных доходов;

личную независимость — высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.

2. Принцип транспарентности (прозрачности) денежно-кредитной политики для субъектов рынка. Это предполагает постоянное информирование общественности.

3. Принцип безусловности ДКП, т.е. безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств. Это предполагает, что:

центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;

число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;

планируемые показатели должны быть реально выполнимыми;

необходимо предусматривать пространство для маневра на стадии утверждения целевых показателей (с учетом возможных прогнозируемых отклонений).

Последние два принципа используются центральными банками для целей регулирования инфляционных (девальвационных) ожиданий субъектов экономики.

4. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что:

деятельность всей системы управляется из единого центра — центрального банка;

все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.

5. Принцип построения иерархии целей при разработке ДКП, учитывает:

специфику экономики государства и особенности этапа развития;

ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта.

6. Единство и взаимодополняемость ДКП другими составляющими государственной макроэкономической политики.

Субъекты денежно-кредитного регулирования - все юридические и физические лица владельцы денежных средств, а также центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредтиной сфере.

Объекты денежно-кредитного регулирования – показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка. Это могут быть объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, денежной базы, уровень и структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредитные вложения и т.д.

Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Резкое снижение темпов инфляции монетарными средствами через ограничение спроса может послужить тормозом для цели обеспечения высоких темпов экономического роста, требующей не только увеличения внутреннего потребления, но и расширения экспорта. И наоборот, задание значительных темпов производственного роста, требующих инвестиций, создает повышенный спрос и соответственно сопровождается нестабильностью денежной единицы (рост цен).

Постановка целей денежно-кредитной политики предполагает одновременное формирование условий и механизмов их реализации.

Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

по времени действия: конечные (общеэкономические); промежуточные (монетарные); тактические, или оперативные;

по границам действия: внешние — равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса; внутренние — стабилизация производства, уровень цен, обеспечение максимальной занятости населения.

Конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются: удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния.

В качестве основных целей выделяют так называемый «магический четырехугольник»:

рост производства товаров и услуг;

обеспечение занятости населения;

обеспечение равновесия платежного баланса страны;

стабильность покупательной способности национальной денежной единицы, как внешней (обменный курс), так и внутренней (цены внутри страны).

Одновременное достижение этих целей средствами денежно-кредитной политики не представляется возможным по причине противоположности методов их достижения (политика «дорогих» и «дешевых» денег).

К вышеизложенным целям иногда добавляют:

справедливое распределение доходов;

обеспечение экономической свободы;

достижение эффективности производства.

Промежуточные цели (монетарные режимы) определяют значение экономических переменных на длительных временных интервалах. Причины их использования:

сложность отображения всех взаимосвязей экономических параметров на макроуровне;

запаздывание реакции экономики на те или иные действия центрального банка в монетарном секторе (временной лаг);

отсутствие у органов денежно-кредитного регулирования достаточной и своевременной экономической информации для принятия лучшего решения на долгосрочную перспективу.

Промежуточные цели:

1. Таргетирование обменного курса. Это монетарный режим, который позволяет быстро снизить девальвационные ожидания субъектов экономики и темпы инфляции. Однако он имеет недостатки:

достижение целевого значения обменного курса в значительной степени зависит от состояния внешнего сектора экономики;

при фиксации номинального курса национальной валюты рост ее реального курса приводит к ухудшению сальдо текущего счета платежного баланса;

при темпах инфляции ниже 15—20 % в год количественная связь между девальвацией и инфляцией на краткосрочных временных интервалах ослабевает, что снижает эффективность ДКР;

эффективность режима зависит от достаточности золотовалютных резервов и может негативно влиять на их уровень.

2. Таргетирование денежных агрегатов. При проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину того или иного агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной целй денежной политики. Данная концепция была разработана экономистами - монетаристами в конце 1960-х гг. Ее главной предпосылкой является стабильность спроса на деньги. В свое время (до образования Европейского центрального банка) в развитых странах только Дойче Бундесбанк (Германия) был единственным центральным банком, который официально объявлял количественные параметры денежной массы (МЗ) в качестве основного ориентира своей денежной политики. Данная концепция использовалась как среднесрочный ориентир денежной политики.

Положительным моментом таргетирования денежных агрегатов является возможность достижения стабильных темпов прироста денежной массы, а также снижения темпов роста денежной массы с целью борьбы с инфляции. Основным недостатком данного режима является невозможность достижения желаемых результатов в обеспечении ценовой стабильности из-за непредсказуемости изменения спроса на деньги в долгосрочной перспективе.

В настоящее время ведущие страны мира отказались от этого режима как в силу «хронического» невыполнения намеченных ориентиров, так и по причине его неэффективности с точки зрения экономических интересов страны. В настоящее время денежные агрегаты чаще всего рассматриваются лишь в качестве информационного индикатора о развитии спроса на деньги и том или ином временном периоде.

3. Инфляционное таргетирование (используемое наиболее развитыми странами мира) предполагает постановку в качестве единственной цели ДКП контроль за ростом цен. Режим эффективен в условиях развитого финансового рынка, наличия в данной стране преимущественно монетарной природы инфляции и независимости центрального банка от исполнительной власти. Преимущества данного монетарного ориентира:

гибкость денежно-кредитной политики;

рост прозрачности денежно-кредитной политики.

Обязательные условия эффективной работы данного режима:

наличие возможности у центрального банка эффективно управлять ценовым показателем, избранным в качестве промежуточной цели;

обеспечение ценовой стабильности является единственной целью ДКП

юридическая и фактическая независимость центрального банка;

необходимость сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета;

устойчивое функционирование финансовой системы.

Негативные моменты данного монетарного режима:

если немонетарные факторы играют первостепенную роль в динамике инфляции, то использование в этих условиях режима инфляционного таргетирования может оказаться не только недостаточным для достижения поставленных целей, но и дестабилизирующим фактором, ведущим к росту макроэкономических диспропорций;

таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти сосредоточиваются на одной из макроэкономических целей — инфляции, не уделяя должного внимания динамике других целевых переменных — занятости населения, темпам роста ВВП и др. В результате это может привести к медленному и неустойчивому росту экономики, большим колебаниям занятости и ВВП. Если же денежные власти сосредоточатся не только на инфляции, но и на других целевых ориентирах (ВВП, безработица), это в итоге приведет к конфликту целей;

наличие продолжительного временного лага между действиями денежных властей (центрального банка) и изменением темпов роста цен также может препятствовать достижению поставленных целей по инфляции.

Прочие целевые ориентиры, или «прагматичный монетаризм» . Особенностью данного режима является отказ центрального банка от принятия каких-либо твердых обязательств по достижению конкретных значений тех или иных макроэкономических показателей (обменного курса, уровня инфляции, темпов роста денежных агрегатов). Денежные власти, заявляя лишь долгосрочные цели (стабильный рост экономики, высокую занятость, низкую инфляцию), промежуточные цели определяют в зависимости от экономической ситуации.

При отборе промежуточных целей используется несколько критериев:

согласованность с конечными целями денежно-кредитной политики;

контролируемость, предполагающая возможность для центрального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инструментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной;

измеримость. предполагающая наличие возможности правильно и точно измерить выбранную промежуточную переменную;

своевременность. Достоверная информация об этой цели должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк.

Промежуточная цель не является раз и навсегда заданной, особенно в странах с переходной экономикой. Это обусловлено постоянным процессом развития рыночных отношений. Кроме того, промежуточная цель может устанавливаться в мягкой (рекомендательной) и жесткой (как целевой показатель) формах.

Тактические (оперативные) цели устанавливаются центральными банками в связи co слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Их проще использовать для ежеквартального или ежегодного контроля. Достижение тактических целей возможно путем каждодневных регулирующих действий центрального банка. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и соответственно конечных целевых установок.

Требования к тактическим целям могут быть определены как максимальное воздействие на них центрального банка; способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия центрального банка; стабильное влияние на промежуточную цель.

К примеру, в зависимости от конкретной ситуации в качестве тактических целей может выступать регулирование резер­вов (ликвидности банковской системы), краткосрочных процентных ставок денежного рынка и др.

В основе выбора инструментов денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа к ликвидности центрального банка в зависимости от экономической ситуации. В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитного регулирования:

по характеру воздействия: инструменты прямого (административного) регулирования; косвенные (рыночные) инструменты;

по объему воздействия на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

Административные методы денежно-кредитного регулирования - использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Косвенные (рыночные) инструменты предполагают воздействие ЦБ на поведение банков через изменение объема денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, ЦБ изменяет спрос на кредит и величину его мультипликации в экономике для формирования денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике и создание стабильной инфраструктуры финансового рынка.

Признаки классификации инструментов денежно-кредитного регулирования

исходя из сущности операции:

  1. Эмиссионная политика — инструменты денежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного характера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объем денежного предложения со стороны центрального банка через следующие каналы эмиссии:

рефинансирование банков с целью регулирования текущей ликвидности банковской системы;

покупку центральным банком иностранной валюты, которая используется как с целью поддержания текущей ликвидности банков, так и воздействия на курс национальной денежной единицы;

кредитование центральным банком дефицита бюджета;

участие центрального банка в уставных фондах банков;

финансирование банков в чрезвычайных случаях.

К инструментам антиэмиссионного характера на долгосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов (ФОР);

продажу центральным банком иностранной валюты.

К инструментам антиэмиссионного характера на краткосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;

эмиссию краткосрочных ценных бумаг центрального

банка.

2 Инструменты процентной политики (или регулирования уровня процентных ставок) —за счет изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяют центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, на объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д.

Центральные банки могут устанавливать несколько официальных процентов:

ставка рефинансирования;

учетный процент;

проценты no, основным (стандартным) операциям центрального банка (например, ломбардная ставка и др.);

по его нестандартным операциям (проценты по санационным кредитам и др.).

3. Политика минимальных резервных требований. Это обязательные отчисления банков от объема привлеченных ресурсов для долгосрочного воздействия на банковский мультипликатор, уровень ликвидности и др. Изначально использование данного метода предполагало главным образом страхование ликвидности банков по вкладам клиентов. Впоследствии задачи расширились:

регулирование спроса банков на заемные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на ликвидность банков как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, что в конечном счете повышает эффективность процентной политики);

регулирование кредитной экспансии банков, т.е. воздействие на кредитно-депозитный мультипликатор;

выполнение роли пруденциального норматива, направленного на страхование возврата депозитов клиентам банка.

исходя из роли центрального банка (его инициативы) для поддержания ликвидности (рефинансирования и изъятия излишней ликвидности).

1. Операции на открытом рынке (ООР) для оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), а также для долгосрочной денежно-кредитной политики. Их основной отличительной чертой является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции).

OOP могут проводиться как на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе аукционах), так и в любое время и и в любом объеме по усмотрению центрального банка.

Виды OOP:

регулярные плановые операции, при которых центральный банк заранее объявляет об их проведении (аукцион по продаже кредитов, депозитов и др.) для банков или для других участников;

нерегулярные операции, используемые по мере необходимости, например, в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономического равновесия. Они делятся на нерегулярные плановые (дата заранее не известна) и двусторонние операции, о которых не сообщается прочим банкам ни до, ни после их проведения.

По цели операции OOP можно выделить:

корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные не желательные изменения в структуре банковских резервов;

структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких, например, как обменный курс национальной денежной единицы и др.).

OOP могут проводиться различными способами:

операции с ценными бумагами;

операции по рефинансированию центральным банком коммерческих банков;

операции с иностранной валютой.

2. Постоянно доступные инструменты (постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы) — это инструменты, которые могут быть использованы банками без получения согласия Национального банка. Предполагает исключительно инициативу коммерческих банков на проведение той или иной операции и тем самым страхует банковскую систему от возникновения кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком ликвидности. Согласие центрального банка или его инициатива (в отличие от всех видов операций на открытом рынке) не требуются. Предполагают автоматический доступ банков к системе регулирования ликвидности центральным банком в случае возникающей необходимости.

Действующие механизмы ДКП делятся на:

постоянные механизмы рефинансирования;

постоянный депозитный механизм.

Постоянные механизмы рефинансирования позволяют банкам заимствовать средства у центрального банка по собственной инициативе в случае возникающей необходимости. Эти инструменты используются для повышения уровня ликвидности в системе. Постоянный депозитный механизм позволяет банкам в любое время депонировать в центральном банке любой объем избыточной ликвидности, что служит гарантированным каналом ее оттока из системы.