10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания,
источники формирования и направления использования.
Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска — утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г.
Фонд социального страхования Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ).
История создания Фонда социального страхования Российской Федерации, как и история Пенсионного фонда Российской Федерации, берет свое начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального страхования СССР, являвшегося составной частью Государственного бюджета СССР, были выделены Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В настоящее время через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. Это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования — финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Финансовые средства ФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
- Ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
- Добровольных взносов юридических и физических лиц.
- Доходов от использования временно свободных финансовых средств.
- Нормированного страхового запаса Федерального фонда.
Поступления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
- Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
- Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
- Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Источники Фонда социального страхования:
· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
· прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда СС направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
5) оплату проезда к месту лечения и обратно;
6) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
7) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
8) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию.
Целевое использование средств ФОМС:
1. Направляет субвенции территориальным фондам ОМС на обеспечение финансирования обязательного медицинского страхования.
2. Осуществляет финансирование целевых программ (мероприятий) в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе, по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, участвует в укреплении материально - технической базы и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения.
3. Осуществляет финансирование компьютеризации системы обязательного медицинского страхования.
4. Финансирует мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов для системы обязательного медицинского страхования.
5. Осуществляет финансирование научных исследований в области обязательного медицинского страхования.
6. Финансирует проведение региональных совещаний и конференций.
7. Направляет денежные средства на содержание исполнительной дирекции Федерального фонда.
Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:
- государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при
- потере кормильца;
- пенсий по инвалидности;
- пенсий военнослужащим;
- компенсации пенсионерам;
- материальной помощи престарелым и инвалидам;
- пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
11. Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты.
Межбюджетные отношения являются взаимоотношениями между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.
Организация межбюджетных отношений предполагает существование единых подходов к организации всех видов финансовой помощи. Она должна в максимальной степени способствовать реализации потенциала их совокупного целенаправленного воздействия на экономику региона. В то же время совершенствование межбюджетных отношений, разработка механизмов бюджетного выравнивания посредством оказания финансовой помощи регионам должна осуществляться таким образом, чтобы способствовать укреплению и повышению заинтересованности органов местного самоуправления в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразовании в экономике региона, что в настоящее время является, несомненно, актуальной задачей.
1) Закон РФ «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2011 — 2013 годы» от 30 ноября 2010 г.
2) Конституция РФ (ст.71 и 132) и Бюджетный кодекс РФ (ст.10)
Проблемы существующей системы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы России, которые одновременно являются проблемами всей системы российского бюджетного федерализма:
1) чрезмерно большая и неэффективная сфера бюджетного регулирования;
2) практика многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъектов Федерации;
3)сохраняющаяся индивидуализация межбюджетных отношений;
4) отсутствие целевой направленности финансовой поддержки регионов;
5) текущий характер бюджетного выравнивания;
6)отсутствие взаимосвязи процесса определения трансфертов с проводимыми реформами и др.
Важной задачей совершенствования системы межбюджетных трансфертов является обеспечение инвестиционной направленности этой системы, что означает:
- достижение баланса между текущей финансовой помощью в форме трансфертов из ФФПР и капитальной финансовой поддержкой из Фонда регионального развития для усиления инвестиционной составляющей по сравнению с текущей финансовой помощью;
- совершенствование законодательных основ и методического обеспечения заемной деятельности региональных и местных бюджетов в целях аккумулирования ресурсов на их развитие;
- выработку механизмов стимулирования субфедеральных и муниципальных органов власти по укреплению собственной доходной и бюджетной базы для целей инвестиционного использования. Прежде всего, речь идет о повышении эффективности управления объектами собственности, находящейся в ведении региональных властей и муниципалитетов, и росте на этой основе доходов их бюджетов.
Преимущественное направление развития системы трансфертов - предоставление целевой финансовой помощи в виде субвенций и субсидий. Однако при значительных различиях в налоговых потенциалах регионов неизбежно сохранение нецелевой финансовой помощи в виде дотаций, обеспечивающих выравнивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности.
Совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы должно обеспечивать не только перераспределение налогов, но и увеличение доходных бюджетов всех уровней. В последние годы в силу объективных причин произошло перераспределение совокупных налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. Соответственно сократилась доля территориальных бюджетов в консолидированном бюджете. Налоговые поступления не обеспечивают в должной мере финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов.
В соответствии с гл. 16 «Межбюджетные трансферты» Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
а)дотаций из ФФПР (Фонд Финансовой Поддержки Регионов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики, налоговой базы (налогового потенциала), аналогичным показателям в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ, с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
б)субвенций, предоставляемых на исполнение делегируемых полномочий через ФФК.
Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозмездной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Однако следует отметить, что не допускается использование при распределении субвенций из ФФК показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов РФ.
в)субсидий из ФССР.
Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субсидии из ФССР предоставляются бюджетам субъектов РФ для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;
д)субсидий (субвенций) из ФРРМФ;
е)долевых субсидий из ФРР.
Долевые субсидии предоставляются из ФРР для финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития.
В случаях недоиспользования или нецелевого использования субвенции подлежат возврату в федеральный бюджет в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти;
ж)предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ - для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих в ходе их исполнения.
Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету.
- 2. Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации.
- 3. Долгосрочная финансовая политика (дфп) субъекта хозяйствования.
- 4. Органы управления финансам в рф, их задачи и функции в современных
- 5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.
- 6. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
- 8. Характеристика принципов бюджетной системы Российской Федерации.
- 9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
- 10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания,
- 12. Бюджетная классификация, ее характеристика.
- Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.
- Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса.
- Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
- Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
- Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
- Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
- Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
- Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
- Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
- Вопрос 22. Законы денежного обращения.
- Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
- Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- Последствия инфляции
- Воздействие на перераспределение национального дохода
- Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
- 1. Этапы развития мировой валютной системы
- Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
- 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
- Виды кредита и их классификация по различным признакам
- Виды кредита по количеству кредиторов:
- Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
- Виды кредита по типу заемщика:
- Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
- Виды кредита по обеспеченности:
- Виды кредита по целям (направлениям использования):
- Виды кредита по форме и способу предоставления:
- Функции и роль кредита в современной экономике
- Важнейшими источниками кредита выступают:
- Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
- Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
- Банковская система Англиии
- Банковская система Германии
- Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
- Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
- Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
- Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Классификация, в зависимости от цели кредита
- Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
- Оценка заемщика
- Риски кредитования коммерческих предприятий
- Текущая ситуация
- Кредитование малого бизнеса
- Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
- Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
- Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
- Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
- Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
- Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
- Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
- Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
- Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
- Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
- Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
- Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
- 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
- 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
- Вопрос 49. Производные ценные бумаги
- Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
- Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
- Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
- 1. По виду эмитента:
- 2. По форме обращаемости:
- 3. По срокам обращения:
- 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
- Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
- Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
- 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
- 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
- 10. Мониторинг рисков
- 11. Ретроспективный анализ
- Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
- Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
- Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
- Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 63. Сущность и виды цен.
- Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
- Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
- Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
- Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
- Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
- Функции прибыли:
- Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
- Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
- Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
- Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
- Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
- Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
- Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
- Виды финансового планирования.
- Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
- Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
- Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
- Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
- Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
- Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
- Вопрос 82. Финансовая политика государства.
- Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
- Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
- Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
- Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
- Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.