logo
GOSy_1-87 шпоры

6. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджет государства как экономическая категория это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования общегосударственных и общемуниципальных денежных фондов в целях обеспечения выполнения функций государства и местных органов власти.

Роль:

1. При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов. Это фискальная роль.

2. При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов (регулирующая роль).

Фискальная роль бюджета заключается в том, что государство для полного финансирования своих функций, должно обеспечить равенство доходов и расходов. Такой идеальный случай встречается крайне редко в финансовой практике. Как правило, в большинстве стран в современных условиях государство формирует бюджет либо с дефицитом, либо с профицитом.

Функции бюджета:

Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов).

Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов. Бюджет распределяет общественный продукт. Под общественным продуктом понимается совокупность произведенных и реализованных в денежной форме в течение года товаров, работ и услуг

Регулирующая функция – это организация межбюджетных отношений.

Контрольная функция – проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Контроль за исполнением бюджета является важным элементом бюджетного процесса. Он осуществляется представительными и законодательными органами власти, Счетной палатой РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, и контрольно-счетными палатами территориальных органов власти, финансовыми и налоговыми органами. Контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентскую и административную. Парламентский контроль осуществляется представительными или законодательными органами власти и предполагает право законодательных органов власти на:

- получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных документов при рассмотрении и утверждении бюджетов;

- получение от органов, исполняющих бюджет, определенной информации об исполнении бюджетов;

- утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;

- создание собственных контрольно-счетных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

- вынесение оценки деятельности исполнительным органам по процессу исполнения бюджетов.

Административный контроль осуществляется Минфином России, Федеральным казначейством РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (входит в состав Минфина России), финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений и предприятий.

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Главным в понимании проблем бюджетного федерализма является то, что они не ограничиваются сферой межбюджетных отношений, а естественным образом пронизывают всю бюджетную систему страны. По существу, бюджетный федерализм есть не что иное, как форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов Федерации.

Отличительной особенностью проблемы бюджетного федерализма является то, что она фокусирует в себе общечеловеческие интересы и трансформирует их в систему координат денежных отношений. Соответственно в зависимости от степени развития денежных отношений каждое государство ищет и находит свои решения этой проблемы, оптимальные в конкретной исторической и экономической ситуации. Вместе с тем бездумный перенос найденных решений в другие условия дает совершенно бессмысленные, а подчас и просто опасные результаты. Поэтому Россия, используя богатый опыт мировой экономической теории и практики, должна найти свои собственные пути решения проблемы бюджетного федерализма.

7. Роль Федерального бюджета в решении социально-экономических задач.

Главным звеном финансовой системы государства является федеральный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона. Это документ, где расписаны все доходы и все расходы государства на какой-либо период. Формирование федерального бюджета осуществляется Министерством финансов РФ на основе среднесрочной экономической программы Правительства РФ. Формирование федерального бюджета РФ проходит в два основных этапа, на одном из которых разрабатывается прогноз экономического развития субъектов федерации, а на втором - проект федерального бюджета РФ.

Основная функция федерального бюджета - это перераспределение в экономике валового внутреннего продукта и национального дохода. К другим функциям федерального бюджета России относятся стимулирование развития и регулирование национальной экономики, финансирование социальной политики, контроль за использованием государственных денежных средств. Национальный доход (НД) – это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Общепризнано, что национальный доход создается в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере связи.

Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам.

В первом случае это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также через механизм ценообразования, когда государство или компании (как правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах мира.

Во втором случае правительство и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение цен. Это приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства в экономические процессы.

Важнейшим условием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Без достаточного, систематического финансирования не возможна деятельность социальных институтов. Для осуществления конкретных задач социального государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирования ресурсных источников, в качестве которых используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов, софинансирование граждан, а также благотворительные средства работодателей.

Государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по созданию финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств – функция бюджета. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Социальная политика — сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.

Расходы бюджета на социальную политику – это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;

содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

содержание учреждений по обучению инвалидов;

социальная помощь;

возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;

программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;

выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;

компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;

субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;

пенсии военнослужащим и членам их семей;

выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;

расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;

оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

прочие расходы социального характера.