9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
Формирование доходов региональных бюджетов под влиянием бюджетного устройства Российской Федерации выражается в двух аспектах. Первый аспект связан с государственным регулированием и организацией многочисленных бюджетных взаимосвязей по мобилизации бюджетных ресурсов в распоряжение органов управления субъектов РФ и использованию их ресурсов в соответствии с задачами, вытекающими из функций региона. Наиболее сложной и важной задачей государственного регулирования региональных доходов на стадии формирования является обеспечение расходных функций собственными доходными поступлениями как основного условия эффективности создания бюджетных взаимосвязей.
Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.
Местный бюджет – это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. По Бюджетному кодексу РФ местный бюджет является формой образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджетные и имущественные права, предоставленные органам местного самоуправления, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределение общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. При вступлении в рынок отдельные территории России, республики, автономные округа, регионы находятся на разных уровнях экономического развития.
Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.
В настоящее время при общем падении уровня жизни по территории страны выделяются регионы, которым в первую очередь должно быть уделено внимание правительства России. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России.
В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований и условиях легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Решение проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной государственной политики, главной целью которой является выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение качественного улучшения условий их жизнедеятельности.
В период перехода к рыночной экономике необходимым условием возрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.
Для сбалансированности бюджетов и реализации принципа самостоятельности необходимо увеличение доходной части местных бюджетов преимущественно за счет налогов, таких как налоги на совокупный доход, на имущество и на доходы физических лиц. Для этого можно реализовывать преимущества налогообложения малого бизнеса, т.к. создание всех необходимых условий и стимулов для его развития находится в ведении именно муниципалитетов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
1) местных налогов и сборов;
2) отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
3) неналоговых доходов.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:
- решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
- осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
- обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.
Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.
Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Федеральный бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
- 2. Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации.
- 3. Долгосрочная финансовая политика (дфп) субъекта хозяйствования.
- 4. Органы управления финансам в рф, их задачи и функции в современных
- 5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.
- 6. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
- 8. Характеристика принципов бюджетной системы Российской Федерации.
- 9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
- 10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания,
- 12. Бюджетная классификация, ее характеристика.
- Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.
- Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса.
- Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
- Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
- Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
- Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
- Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
- Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
- Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
- Вопрос 22. Законы денежного обращения.
- Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
- Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- Последствия инфляции
- Воздействие на перераспределение национального дохода
- Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
- 1. Этапы развития мировой валютной системы
- Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
- 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
- Виды кредита и их классификация по различным признакам
- Виды кредита по количеству кредиторов:
- Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
- Виды кредита по типу заемщика:
- Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
- Виды кредита по обеспеченности:
- Виды кредита по целям (направлениям использования):
- Виды кредита по форме и способу предоставления:
- Функции и роль кредита в современной экономике
- Важнейшими источниками кредита выступают:
- Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
- Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
- Банковская система Англиии
- Банковская система Германии
- Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
- Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
- Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
- Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Классификация, в зависимости от цели кредита
- Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
- Оценка заемщика
- Риски кредитования коммерческих предприятий
- Текущая ситуация
- Кредитование малого бизнеса
- Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
- Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
- Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
- Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
- Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
- Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
- Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
- Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
- Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
- Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
- Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
- Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
- 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
- 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
- Вопрос 49. Производные ценные бумаги
- Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
- Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
- Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
- 1. По виду эмитента:
- 2. По форме обращаемости:
- 3. По срокам обращения:
- 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
- Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
- Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
- 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
- 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
- 10. Мониторинг рисков
- 11. Ретроспективный анализ
- Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
- Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
- Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
- Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 63. Сущность и виды цен.
- Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
- Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
- Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
- Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
- Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
- Функции прибыли:
- Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
- Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
- Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
- Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
- Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
- Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
- Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
- Виды финансового планирования.
- Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
- Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
- Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
- Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
- Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
- Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
- Вопрос 82. Финансовая политика государства.
- Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
- Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
- Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
- Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
- Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.