Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители бюджетных средств;
главные администраторы доходов бюджета;
главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий. Компетенция отдельных органов власти и органов местного самоуправления в бюджетном процессе строго разграничена и определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований, бюджетным, налоговым и иным законодательством, а также нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.
Низкая эффективность бюджетного процесса в Российской Федерации во многом обусловлена следующими факторами:
- сохранение материальной и процессуальной зависимости субъектов РФ от федерального правительства, муниципальных образований от субъектов РФ при составлении и исполнении, соответственно, региональных или местных бюджетов;
- принятие финансовых решений за рамками бюджетного процесса;
- отсутствие четких процедур и механизма планирования и исполнения федерального и территориальных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов;
- несоблюдение ресурсных ограничений на всех стадиях бюджетного процесса;
- отсутствие прямой увязки и координации макроэкономических и бюджетных показателей на всех стадиях бюджетного процесса;
- неполное осознание финансовых последствий принимаемых решений.
Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетной сфере.
Четкость функций и обязанностей
следует определять сектор органов государственного управления от остальной части государственного сектора и от остальной экономики, а также следует четко определять и обнародовать функции в области политики и управления в рамках государственного сектора
должна существовать четкая и открытая правовая, нормативная и административная система для управления бюджетно-налоговой сферой
Открытость бюджетных процессов
подготовка бюджета должна осуществляться в соответствии с установленным графиком и направляться четко определенными целями макроэкономической и налогово-бюджетной политики
должны существовать четкие процедуры исполнения и мониторинга бюджета и бюджетной отчетности
Доступность информации для общественности
общественности следует предоставлять исчерпывающую информацию о прошлой, текущей и прогнозируемой на будущее деятельности в бюджетно-налоговой сфере и об основных фискальных рисках
форма представления налогово-бюджетной информации должна облегчать анализ политики и способствовать подотчетности
должно быть принято обязательство о своевременной публикации налогово-бюджетной информации
Гарантии достоверности
налогово-бюджетные данные должны отвечать принятым стандартам качества данных
деятельность в бюджетно-налоговой сфере должна подлежать действенному внутреннему контролю и обеспечиваться защитными механизмами
налогово-бюджетная информация должна подвергаться внешней проверке
Восемь принципов открытых государственных данных
•Полнота. Открытыми должны быть все государственные данные (за исключением данных, которые подпадают под ограничения доступа, определенные законом).
•Первичность. Публикуются первичные данные, возможно, с детализацией первичных данных, но никак не объединенные или преобразованные.
• Актульность. Данные публикуются так быстро, насколько это необходимо для сохранения их актуальности.
• Доступность. Данные должны быть доступны для широкой аудитории и для самых разнообразных целей.
• Машиночитаемость. Данные должны быть представлены в электронном структурированном виде, чтобы подлежать автоматизированной обработке.
• Отсутствие разграничения доступа. Данные доступны для всех, без идентификации и регистрации.
• Данные в открытых форматах. Данные публикуются в открытых форматах, для чтения которых не требуется исключительных средств.
• Без лицензий. Данные не подлежат положениям авторского права, товарных знаков, патентов и торговых секретов. Разумные ограничения на конфиденциальность, безопасность и доступность к данным может регулироваться законом.
Соблюдение этих принципов должно поддаваться проверке и должен быть назначен ответственный за контактную информацию при выявлении несоблюдения принципов.
- 2. Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации.
- 3. Долгосрочная финансовая политика (дфп) субъекта хозяйствования.
- 4. Органы управления финансам в рф, их задачи и функции в современных
- 5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.
- 6. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
- 8. Характеристика принципов бюджетной системы Российской Федерации.
- 9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
- 10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания,
- 12. Бюджетная классификация, ее характеристика.
- Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.
- Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса.
- Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
- Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
- Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
- Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
- Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
- Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
- Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
- Вопрос 22. Законы денежного обращения.
- Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
- Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- Последствия инфляции
- Воздействие на перераспределение национального дохода
- Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
- 1. Этапы развития мировой валютной системы
- Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
- 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
- Виды кредита и их классификация по различным признакам
- Виды кредита по количеству кредиторов:
- Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
- Виды кредита по типу заемщика:
- Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
- Виды кредита по обеспеченности:
- Виды кредита по целям (направлениям использования):
- Виды кредита по форме и способу предоставления:
- Функции и роль кредита в современной экономике
- Важнейшими источниками кредита выступают:
- Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
- Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
- Банковская система Англиии
- Банковская система Германии
- Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
- Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
- Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
- Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Классификация, в зависимости от цели кредита
- Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
- Оценка заемщика
- Риски кредитования коммерческих предприятий
- Текущая ситуация
- Кредитование малого бизнеса
- Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
- Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
- Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
- Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
- Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
- Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
- Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
- Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
- Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
- Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
- Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
- Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
- 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
- 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
- Вопрос 49. Производные ценные бумаги
- Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
- Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
- Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
- 1. По виду эмитента:
- 2. По форме обращаемости:
- 3. По срокам обращения:
- 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
- Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
- Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
- 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
- 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
- 10. Мониторинг рисков
- 11. Ретроспективный анализ
- Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
- Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
- Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
- Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 63. Сущность и виды цен.
- Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
- Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
- Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
- Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
- Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
- Функции прибыли:
- Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
- Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
- Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
- Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
- Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
- Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
- Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
- Виды финансового планирования.
- Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
- Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
- Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
- Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
- Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
- Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
- Вопрос 82. Финансовая политика государства.
- Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
- Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
- Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
- Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
- Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.