logo
GOSy_1-87 шпоры

Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Государственным регулированием инвестиционной деятельности являются определенные законодательством формы и методы экономического и административного характера, которые используются органами управления для осуществления инвестиционной политики, которая обеспечивает государственные задачи социально - экономического развития страны и её отдельных регионов, а так же повышает эффективность инвестиций, обеспечивает безопасные условия для вложений в различные инвестиционные проекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется системой специальных нормативных актов, а так же общим государственным законодательством. Огромное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, гражданский и налоговый кодекс, закон об акционерных обществах, о приватизации, о собственности, о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании, о тарифном контроле и другие.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

- полностью соответствуя государственным инвестиционным программам;

- прямым управлением государственными инвестициями;

- путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых льгот и ставок;

- предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства, территорий;

- проведением финансовой и кредитной политики, амортизационной политики, политики ценообразования ( в том числе выпуском ценных бумаг в обращение);

- контролем за соблюдение государственных стандартов и норм;

- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, включая незавершенное строительство;

- экспертизой инвестиционных проектов.

Государство, воздействуя на инвестиционную деятельность в стране, использует как административные, так и экономические методы воздействия. Административные или прямые метода регулирования воздействуют прямым образом на субъекты инвестиционной деятельности, при этом государство обладает правом и возможностью осуществления принуждения по отношению к другим экономическим субъектам, используя при этом запреты, ограничения, регламенты либо разрешения.

Законодательные и нормативные акты выступают в данном случае в качестве инструментов подобного воздействия. К примеру, законом установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

К экономическим методам воздействия государства относятся методы, с помощью которых государство может воздействовать путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов воздействия для достижения целей в области инвестирования.

Формы государственного регулирования.

Закон об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме инвестиционных вложений, предусматривает несколько форм государственного регулирования:

1. Инвестиционная деятельность совершенствуется путем:

- благоприятной системы налогообложения и механизмов начисления

- амортизации и использования отчислений на амортизацию

- создание специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера

- защита интересов инвестора

- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, которые не противоречат законодательству РФ

- расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а так же строительства объектов социально - культурного назначения

- принятие мер по антимонопольной политике

- создание и развитие сети информационно - аналитических центров, которые осуществляют проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности

- развитие финансового лизинга

- расширение возможности использования залогов при осуществлении системы кредитования

- создание возможностей формирования собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности

- проведение переоценки основных фондов в зависимости от темпа инфляции.

2. Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности посредством:

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств, выделяемых из федерального бюджета

- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, которые осуществляются в РФ совместно с иностранными государствами, а так же инвестиционных проектов, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней

- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ

- проведение экспертизы инвестиционных проектов

- размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов , которые определяются законом о бюджете, либо на условиях закрепления в государственной части соответствующих акций создаваемого акционерного общества, средства от реализации которых идут в соответствующий бюджет

- разработка и утверждение стандартов, правил и норм и осуществление контроля за их соблюдением

- защита российских компаний от поставок морально устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов

- выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов

- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов

- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, которые находятся в государственной собственности.

То есть к основным формам государственного регулирования инвестиционной деятельности можно отнести:- регулирование финансовых инвестиций- регулирования сфер и объектов инвестирования- экспертиза инвестиционных проектов- регулирование условий инвестирования средств за пределы государства- проведение эффективной амортизационной политики- налоговое регулирование инвестиционной деятельности- регулирование участия инвесторов в приватизации- льготное кредитование- предоставление финансовой помощи.

Методы государственного регулирования.

Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

Прогнозирование социально-экономической динамики развития национальной экономики.

Прогнозы по срокам делятся на оперативные (сроком до одного месяца), краткосрочные (от одного месяца до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до пятнадцати – двадцати лет) и так называемые дальнесрочные (свыше двадцати лет).

Прогнозы также составляются для отдельных секторов, отраслей экономики – промышленности, строительства, социальной сферы, банковского сектора и т.п. Они могут разрабатываться для регионов, предприятий и даже для отдельных видов продукции.

В зависимости от характера объекта прогнозы бывают экономические, научно-технические, социально-демографические, экологические и др. Экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системность, научная обоснованность, целенаправленность, адекватность, альтернативность.

Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.

При составлении прогнозов вначале должна формироваться концепция социально-экономического развития, в которой должны быть обозначены стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, а также направления и средства реализации указанных целей.

Прогнозы должны разрабатываться на пять лет, на десятилетний период, но ежегодно подлежат корректировке. Исходным материалом для составления прогнозов, согласно федеральному закону, является комплексный анализ демографический ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, социальной структуры, внешнеэкономического положения РФ.

Прогнозы должны разрабатываться по народно-хозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам и отдельно для государственного сектора.

Планирование и прогнозирование необходимо применять не только на федеральном уровне, но и в субъектах РФ. Здесь ситуация не менее сложная, потому что на уровне республик, краев, областей, автономий отсутствует механизм формирования экономических целей, соизмеримых с реальными производственными возможностями регионов и с учетом специфики требований к территориям, которые выдвигает рыночная экономика.