Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
Государственным регулированием инвестиционной деятельности являются определенные законодательством формы и методы экономического и административного характера, которые используются органами управления для осуществления инвестиционной политики, которая обеспечивает государственные задачи социально - экономического развития страны и её отдельных регионов, а так же повышает эффективность инвестиций, обеспечивает безопасные условия для вложений в различные инвестиционные проекты.
Инвестиционная деятельность в России регулируется системой специальных нормативных актов, а так же общим государственным законодательством. Огромное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, гражданский и налоговый кодекс, закон об акционерных обществах, о приватизации, о собственности, о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании, о тарифном контроле и другие.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:
- полностью соответствуя государственным инвестиционным программам;
- прямым управлением государственными инвестициями;
- путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых льгот и ставок;
- предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства, территорий;
- проведением финансовой и кредитной политики, амортизационной политики, политики ценообразования ( в том числе выпуском ценных бумаг в обращение);
- контролем за соблюдение государственных стандартов и норм;
- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, включая незавершенное строительство;
- экспертизой инвестиционных проектов.
Государство, воздействуя на инвестиционную деятельность в стране, использует как административные, так и экономические методы воздействия. Административные или прямые метода регулирования воздействуют прямым образом на субъекты инвестиционной деятельности, при этом государство обладает правом и возможностью осуществления принуждения по отношению к другим экономическим субъектам, используя при этом запреты, ограничения, регламенты либо разрешения.
Законодательные и нормативные акты выступают в данном случае в качестве инструментов подобного воздействия. К примеру, законом установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.
К экономическим методам воздействия государства относятся методы, с помощью которых государство может воздействовать путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов воздействия для достижения целей в области инвестирования.
Формы государственного регулирования.
Закон об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме инвестиционных вложений, предусматривает несколько форм государственного регулирования:
1. Инвестиционная деятельность совершенствуется путем:
- благоприятной системы налогообложения и механизмов начисления
- амортизации и использования отчислений на амортизацию
- создание специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера
- защита интересов инвестора
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, которые не противоречат законодательству РФ
- расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а так же строительства объектов социально - культурного назначения
- принятие мер по антимонопольной политике
- создание и развитие сети информационно - аналитических центров, которые осуществляют проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности
- развитие финансового лизинга
- расширение возможности использования залогов при осуществлении системы кредитования
- создание возможностей формирования собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности
- проведение переоценки основных фондов в зависимости от темпа инфляции.
2. Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности посредством:
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств, выделяемых из федерального бюджета
- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, которые осуществляются в РФ совместно с иностранными государствами, а так же инвестиционных проектов, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ
- проведение экспертизы инвестиционных проектов
- размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов , которые определяются законом о бюджете, либо на условиях закрепления в государственной части соответствующих акций создаваемого акционерного общества, средства от реализации которых идут в соответствующий бюджет
- разработка и утверждение стандартов, правил и норм и осуществление контроля за их соблюдением
- защита российских компаний от поставок морально устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов
- выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов
- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов
- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, которые находятся в государственной собственности.
То есть к основным формам государственного регулирования инвестиционной деятельности можно отнести:- регулирование финансовых инвестиций- регулирования сфер и объектов инвестирования- экспертиза инвестиционных проектов- регулирование условий инвестирования средств за пределы государства- проведение эффективной амортизационной политики- налоговое регулирование инвестиционной деятельности- регулирование участия инвесторов в приватизации- льготное кредитование- предоставление финансовой помощи.
Методы государственного регулирования.
Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.
Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.
Прогнозирование социально-экономической динамики развития национальной экономики.
Прогнозы по срокам делятся на оперативные (сроком до одного месяца), краткосрочные (от одного месяца до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до пятнадцати – двадцати лет) и так называемые дальнесрочные (свыше двадцати лет).
Прогнозы также составляются для отдельных секторов, отраслей экономики – промышленности, строительства, социальной сферы, банковского сектора и т.п. Они могут разрабатываться для регионов, предприятий и даже для отдельных видов продукции.
В зависимости от характера объекта прогнозы бывают экономические, научно-технические, социально-демографические, экологические и др. Экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системность, научная обоснованность, целенаправленность, адекватность, альтернативность.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.
При составлении прогнозов вначале должна формироваться концепция социально-экономического развития, в которой должны быть обозначены стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, а также направления и средства реализации указанных целей.
Прогнозы должны разрабатываться на пять лет, на десятилетний период, но ежегодно подлежат корректировке. Исходным материалом для составления прогнозов, согласно федеральному закону, является комплексный анализ демографический ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, социальной структуры, внешнеэкономического положения РФ.
Прогнозы должны разрабатываться по народно-хозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам и отдельно для государственного сектора.
Планирование и прогнозирование необходимо применять не только на федеральном уровне, но и в субъектах РФ. Здесь ситуация не менее сложная, потому что на уровне республик, краев, областей, автономий отсутствует механизм формирования экономических целей, соизмеримых с реальными производственными возможностями регионов и с учетом специфики требований к территориям, которые выдвигает рыночная экономика.
- 2. Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации.
- 3. Долгосрочная финансовая политика (дфп) субъекта хозяйствования.
- 4. Органы управления финансам в рф, их задачи и функции в современных
- 5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.
- 6. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
- 8. Характеристика принципов бюджетной системы Российской Федерации.
- 9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
- 10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания,
- 12. Бюджетная классификация, ее характеристика.
- Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.
- Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса.
- Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
- Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
- Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
- Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
- Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
- Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
- Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
- Вопрос 22. Законы денежного обращения.
- Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
- Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- Последствия инфляции
- Воздействие на перераспределение национального дохода
- Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
- 1. Этапы развития мировой валютной системы
- Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
- 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
- Виды кредита и их классификация по различным признакам
- Виды кредита по количеству кредиторов:
- Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
- Виды кредита по типу заемщика:
- Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
- Виды кредита по обеспеченности:
- Виды кредита по целям (направлениям использования):
- Виды кредита по форме и способу предоставления:
- Функции и роль кредита в современной экономике
- Важнейшими источниками кредита выступают:
- Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
- Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
- Банковская система Англиии
- Банковская система Германии
- Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
- Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
- Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
- Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Классификация, в зависимости от цели кредита
- Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
- Оценка заемщика
- Риски кредитования коммерческих предприятий
- Текущая ситуация
- Кредитование малого бизнеса
- Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
- Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
- Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
- Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
- Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
- Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
- Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
- Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
- Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
- Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
- Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
- Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
- 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
- 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
- Вопрос 49. Производные ценные бумаги
- Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
- Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
- Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
- 1. По виду эмитента:
- 2. По форме обращаемости:
- 3. По срокам обращения:
- 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
- Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
- Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
- 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
- 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
- 10. Мониторинг рисков
- 11. Ретроспективный анализ
- Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
- Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
- Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
- Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 63. Сущность и виды цен.
- Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
- Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
- Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
- Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
- Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
- Функции прибыли:
- Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
- Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
- Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
- Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
- Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
- Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
- Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
- Виды финансового планирования.
- Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
- Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
- Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
- Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
- Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
- Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
- Вопрос 82. Финансовая политика государства.
- Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
- Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
- Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
- Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
- Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.