logo
GOSy_1-87 шпоры

Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.

Сущность государственного финансирования малого бизнеса

Государственное финансирование - это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов.

(Источники) Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.

Задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей:

- предоставляет предпринимателям финансовую помощь; на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

- выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

- осуществляет долевое участие в создании и деятельности; хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

- проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи.

Право на получение государственной поддержки имеют субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие следующим критериям:

- юридические лица не относятся к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, бaнкoв, cтpaxoвыx opгaнизaций, нeгocyдapcтвeнныx пeнcиoнныx фoндoв, инвecтициoнныx фoндoв, пpoфeccиoнaльныx yчacтникoв pынкa цeнныx бyмaг, лoмбapдoв, opгaнизaций, зaнимaющиxcя пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), opгaнизaций, зaнимaющиxcя игopным бизнecoм, opгaнизaций, являющиxcя yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции;

- юридические лица не имеют в качестве учредителей (участников, членов) органы государственной власти и местного самоуправления;

- юридические лица, в которых доля (пай) или вклад в уставном (складочном) капитале или общем имуществе других юридических лиц составляет не более 25 процентов;

- юридические лица или индивидуальные предприниматели не являются аффилированными лицами других юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) за календарный год не превышает 30 человек;

- индивидуальные предприниматели не зaнимaются пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), игopным бизнecoм, не являются пpoфeccиoнaльными yчacтниками pынкa цeнныx бyмaг, yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции, нотариусами, занимающихся частной практикой.

Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную поддержку субъектов малого предпринимательства, поддержку их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, меры по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью, создание механизма участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональных уровнях, создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

К формам государственной поддержки МП относятся: - организационно-инфраструктурная; - налогово-управленческая; - имущественная; - финансово-кредитная.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

· меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;

· перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

· меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;

· предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

· меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

· меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Региональные программы. Значительную организующую роль в становлении малого бизнеса сыграла разработка и реализация программ его поддержки в регионах России. Разрабатывались программы на различной методической основе, с разной степенью обоснования и экспертизы включаемых в них мероприятий.

В основном программы базировались на «Рекомендациях по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства» (1993 г.). В качестве заказчиков программы выступали органы исполнительной власти субъекта федерации. Первоочередной задачей было создание необходимых условий для становления малого бизнеса. Поэтому в блок функциональных подпрограмм были выделены мероприятия по нормативно-правовому и инфраструктурному, финансовому, информационному, кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению МП. В самостоятельный раздел выделялись инвестиционные проекты в различных отраслях и сферах производства.

Разработанные позднее региональные программы в основном придерживались предложенной структуры. Содержание программ, особенно в части инвестиционных проектов (производственных подпрограмм), отражало региональные особенности, отношение органов управления к реформе. Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки МП стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. Серьезный недостаток многих региональных программ - отсутствие оценки эффективности функциональных блоков (подпрограмм) и программы в целом.

Муниципальные программы. Перспективы государственной политики в отношении малого бизнеса связаны с переносом акцента в реализации соответствующих мер поддержки с федерального на региональный и муниципальный уровни.

Структура городских программ в какой-то степени повторяет структуру региональных: в них содержатся мероприятия по нормативно-правовому, организационному, инфраструктурному, финансовому, кадровому обеспечению, а также механизм реализации. В то же время приоритеты муниципальных программ становятся более конкретными. В ряде регионов уже ведется методическая и организационная работа по подготовке базовой модели поддержки малого предпринимательства на уровне органов местного самоуправления. Модель, предлагаемая регионом для муниципальных образований, должна носить рамочный характер, содержать рекомендации об организации работы над программой: формы взаимодействия с органами местного самоуправления: увязку основных разделов муниципальной программы с региональной, включая приоритетные направления; порядок отбора (экспертизы) проектов для включения в программу; определение источников финансирования.

Усиление акцента на поддержку малого предпринимательства на муниципальном уровне предполагает разработку механизма концентрации налоговых сборов и платежей в местном бюджете, разграничение функций по регулированию развития малого бизнеса между федеральным, региональным и муниципальными уровнями.

Проблемы финансирования поддержки малого бизнеса.

1. Административно-бюрократические барьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России.

2. Недостаток кредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальных фондов поддержки предпринимателей и т.д.);

3. Недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;

4. Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности - 15,3 %, в строительном секторе - 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка;

5. Высокая доля "теневого" сектора, являющаяся особенностью российского малого предпринимательства, составляющая от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса;

6. Высокая неравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50% работающих в сфере малого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в том числе до 25% - в Москве);

7. Инфраструктура поддержки МСБ не объединена в единую систему;

8. Неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают.

Уровень финансирования малого бизнеса в РФ и в развитых странах.

Опыт Великобритании, Германии, США и Японии.

Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA).

Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП.

Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах

Опыт многих стран, свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов.