4. Управление персоналом банка.
Управление персоналом в любом банке нацелено на выполнение пяти основных задач.
1 Организация эффективной работы своих сотрудников.
2 Оптимизация уровня должностей и обеспечение необходимого набора умений и навыков.
3 Формирование правильных навыков и развитие производственной культуры.
4 Управление деятельностью индивидуумов и отделов для достижения институциональных целей.
5 Возможность удовлетворить интересы и нужды собственного коллектива и каждого работника.
Кадровая политика организации – это система теоретических взглядов, идей, требований, целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами. Ее осуществление имеет целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Содержание кадровой политики:
- обеспечение организации персонала высокого качества, включая планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести кадров;
- развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;
- совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты.
Главная цель кадровой политики – создание системы управления кадрами, базирующейся в основном не на административных методах, а на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами организации в достижении высокой производительности труда, и, как следствие, повышение эффективности производства.
Первичную кадровую функцию выполняет каждый линейный руководитель подразделения банка. Для осуществления единой кадровой политики необходимо согласование деятельности службы управления персоналом с деятельностью линейных руководителей. Таким образом, в зоне управления персоналом оказываются все работники банка с самого верхнего уровня до самого нижнего.
Линейные руководители, играющие в этой программе ведущую роль, формируют свои службы, отделы, готовят свой персонал и руководят деятельностью этого персонала в повседневной работе; используют свои навыки управления персоналом, применяя различные приемы и разную политику, процедуру и средства, разработанные в банке; выполняют ключевые программы управления персоналом, как в интересах своего подразделения, так и в интересах всего банка.
Руководители более высокого уровня играют важную роль, осуществляя руководство такой программой. Банковское руководство разрабатывает стратегию, цели и нормативы, а все руководители и работники банка стремятся выполнять их в практике повседневной работы.
Руководители службы кадров, отдела обучения и все сотрудники этих подразделений, играющие важную роль для осуществления руководства и поддержки, рекомендуют содержание политики в области управления персоналом; разрабатывают процедуру для реализации этой политики; помогают линейным руководителям развивать навыки управления своими коллективами.
Успешное управление банковским персоналом предполагает наличие соответствующих уровней ответственности. Достаточно эффективна трехуровневая система управления персоналом.
Первый (или высший) уровень управления персоналом – это Правление банка и его Председатель.
Направление деятельности уровня:
- определение стратегии и приоритетов в работе с персоналом;
- анализ стратегической кадровой информации;
- работа с руководителями, входящими в зону действия высшего органа управления;
- координация деятельности всех кадровых служб и подразделений;
- определение норм и критериев оценки работы с персоналом, в том числе аттестаций, материального и морального поощрения, социальной поддержки;
- выборочные встречи с работниками, оценка работы кадровых подразделений;
- утверждение положений по работе кадровых служб;
- развитие организационной структуры банка;
- развитие корпоративной культуры банка.
Ресурсное обеспечение: штаты; смета расходов.
Второй уровень – профессиональные подразделения по работе с персоналом.
Направление деятельности уровня:
- профессиональная работа по отбору, оценке, аттестации, продвижению, обучению и поддержки сотрудников фирмы;
- устранение конфликтов, создание психологического комфорта;
- формирование корпоративного сознания, стимулирование персонала к достижению наилучших результатов;
- разработка должностных инструкций и функциональных технологий для сотрудников;
- определение уровня занятости сотрудников;
- оценка и помощь в улучшении условий труда сотрудников;
- помощь руководителям подразделениям банка в работе с персоналом;
- информирование сотрудников;
- повышение квалификации сотрудников.
Ресурсное обеспечение: штатный состав кадровых служб, расходы по смете банка, техническое обеспечение.
Третий уровень – работа с персоналом руководителей подразделений банка.
Направление деятельности уровня:
- оценка сотрудника при приеме на работу, адаптации нового сотрудника;
- контроль за обучением сотрудников;
- аттестация и оценка деятельности;
- поощрение и мотивация персонала;
- информирование об итогах работы подразделения;
- создание своего кадрового резерва.
Ресурсное обеспечение: менеджеры по кадрам у руководителей, кураторы профессиональных кадровых служб, смета расходов.
Рисунок 4.1 - Модель управления персоналом
Подбор персонала на вакантные должности производится кадровой службой совместно с руководителями структурных подразделений. С организационной стороны работа по подбору кадров включает в себя два этапа: на первом ведутся поиски возможных кандидатов на вакантные должности, на втором - производится отбор наиболее подходящих кандидатур.
Комплектование кадров осуществляется за счет:
- выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучавшихся по соответствующей специальности;
- приглашаемых специалистов соответствующего профиля, работающих в других банках и финансово-кредитных организациях, представляющих определенный интерес для банка;
- собственных работников, зарекомендовавших себя способными к профессиональному росту или к выполнению других функций;
- специалистов, предлагаемых кадровыми агентствами и службами по подбору персонала на рынке труда.
Решение о приеме на работу принимается, как правило, на уровне заместителя первого руководителя банка, курирующего кадровую работу или на заседании Кадрового комитета, в состав которого входят руководители банка всех уровней. Кандидатуры новых работников согласовываются со службой безопасности банка.
В ходе профессионального отбора человек подбирается на должность с учетом:
- профессиональных способностей;
- личностных качеств;
- уровня и профиля образования;
- стажа работы по специальности;
- профессионального опыта.
Эффективным является совмещение поиска персонала как внутри организации, так и вовне. Это создает атмосферу здоровой конкуренции.
Для работников проведение внутренних конкурсов – дополнительная мотивация. Они имеют возможность перемещаться по карьерной лестнице, участвовать во внедрении новых проектов и процессе создания новых банковских направлений.
Приглашение работников со стороны – уникальная возможность поднять уровень качества рабочего коллектива. Сейчас все банки принимают молодых людей на невысокие должности, с которых начинается карьера работника.
Процесс отбора кандидатов на вакантную должность можно разбить на несколько этапов:
- заочное знакомство с кандидатом по документам или их нотариально заверенным копиям (документ об образовании, трудовая книжка и др.), а также автобиографии. При этом особое внимание обращается на склонность данного лица к смене рабочего места, темп служебного роста в первые пять-семь лет трудового стажа и другие обстоятельства;
- предварительное собеседование с претендентом, часто дающее достаточную информацию для принятия решения о возможности приема на работу. Во время собеседования обычно настораживают попытки кандидата уйти от прямого ответа на вопросы и отделаться общими фразами, допускаемые ошибки, свидетельствующие о недостаточной профессиональной компетентности;
- тестирование в той или иной форме, которое позволяет определить профессиональные, управленческие и личностно-психологические качества претендента, а также его общий интеллектуальный уровень;
- окончательное собеседование, в ходе которого уточняются дополнительно возникшие вопросы;
- наем и оформление трудового договора. Этот этап является завершающим при приеме на работу, на этом этапе оформляется личное дело сотрудника.
После приема на работу работник часто в течении некоторого времени проходит испытательный срок, который позволяет окончательно убедится в правильности принятого решения о приеме, определить дополнительные потенциальные возможности, подготовить сотрудника к полноценному исполнению возложенных на него обязанностей.
Оценка персонала.
В практике управления персоналом существует множество видов оценки персонала, которое можно классифицировать в зависимости от составляющих оценку элементов и целевых задач.
Система целей оценки деятельности работника в коммерческом банке:
- повышение в должности;
- установление заработной платы;
- единовременные премии;
- участие в прибыли;
- дополнительные выплаты;
- условия труда;
- поощрения.
В зависимости от объекта, оценка персонала подразделяется:
- индивидуальная оценка;
- коллективная оценка;
- глобальная оценка;
- локальная оценка;
- кадровый потенциал.
В зависимости от направления деятельности:
- адаптация;
- обучение и развитие;
- результативность трудовой деятельности, трудовые отношения, занятость, сокращение персонала;
- организация оплаты труда и стимулирование;
- уровень компетентности;
- кадровый потенциал;
- набор и отбор.
Таблица 4.1 – Структурная схема применения различных видов оценки персонала
Виды оценки | Оцениваемый | Кто проводит | В каких процедурах |
Оценка профессиональной компетентности | Претендент на работу | Эксперт | Отбор при найме |
Работник | Эксперт. Руководитель | Перевод на новую должность | |
Оценка психологических особенностей
| Претендент на работу | Служба персонала | Найм и вхождение в организацию |
Работник | Служба персонала | Перевод с должности специалиста на должность руководителя | |
Оценка результатов деятельности
| Работник | Руководитель | Назначение размера заработной платы, перевод на новую должность |
Оценка повышения квалификации | Работник | Цент подготовки. Руководитель | Перевод на новую должность |
Критерии оценок разрабатываются руководителями банка и структурных подразделений, которые входят в состав экспертных комиссий и принимают решение о профессиональной пригодности своих работников. При этом оценка персонала может быть комплексной и осуществляться по целому ряду показателей, дающих полную картину эффективности работы каждого работника и всего персонала в целом, или частичной, направленной на оценку отдельных видов работ и профессиональных навыков. Организационной формой первого вида оценочной деятельности является проведение аттестации, второго – проведение тематических опросов и тестирование, например, для оценки уровня компьютерной грамотности персонала, культура обслуживания клиентов и т.д.
Оценка профессиональной компетенции проводится, прежде всего, при приеме на работу, а затем по мере необходимости: при конкурсном отборе специалистов на вакантные должности, при обращении работников банка с просьбой о переводе на другую должность, при зачислении специалистов в резерв для выдвижения на более высокую должность. Результаты профессиональной оценки являются конфиденциальной информацией и хранятся в личном деле.
Оценка исполнительской дисциплины проводится регулярно – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно - и используется для контроля за соблюдением работниками должностных инструкций, сроков выполнения производственных заданий и программ, для оценки степени ответственности отношения к делу и способности к самоорганизации. Оценка исполнительской дисциплины осуществляется также при учете сверхурочных работ, выполнении особо важных заданий и при замене временно отсутствующего работника. Результаты оценки исполнительской дисциплины используются при установлении размеров премирования персонала по результатам работы за месяц, квартал, год, а также могут учитываться как основание для предоставления дополнительных отпусков и выдвижения в резерв.
Оценка личностно-психологических качеств проводится при приеме на работу, при переводе в другое структурное подразделение, при выдвижении на руководящую должность и в других случаях, связанных со служебной необходимостью. Такие оценки являются важным фактором создания благоприятной деловой обстановки в банке, помогают предотвратить конфликтные ситуации и направленные на формирование эффективного механизма делового взаимодействия. Оценка личностно-психологических качеств проводится профессиональным психологом или работником кадровой службы, владеющим психодиагностическими методами оценки. Результаты профессиональной оценки являются конфиденциальной информацией и хранятся в личном деле.
Оценка эффективности обучения проводится по окончанию обучения работников, направленных банком на специальные курсы, семинары, стажировки, в институты повышения квалификации и т.д.
Комплексная оценка персонала на основе аттестации проводится, как правило, по решению руководства банка и направлена на выявления степени соответствия работников с занимаемой должностью с целью дальнейшего совершенствования качественной структуры персонала или в связи с необходимостью сокращения кадров. Текущая аттестация персонала может проводится по решению руководства в отдельных подразделениях в связи, например, с изменением структуры банка, усложнения задач стоящих перед работником данного подразделения, или в связи с изменениями условий труда.
Схема процедуры оценки деятельности персонала банка.
1 Установление индивидуальных целей деятельности работника.
2 Осуществление контроля и наставничества:
- контроль по результатам, пересмотр индивидуальных целей;
- наблюдение и документальная регистрация деятельности подчиненного.
3 Заполнение оценочных форм.
4 Обсуждение итогов оценки и составление планов развития;
5 Представление рекомендации по оплате; обсуждение с работником решений, принятых администрацией.
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.