logo search
Метод

2. Государственный кредит

Аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем — государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти).

Позволяет кредитополучателю мобилизовать ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования бумажно-денежной эмиссии, а путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса.

Кредиты местным органам власти сокращают на данную сумму потребность в бюджетных средствах.

Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей: гарантию полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокую ликвидность; относительно высокую доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.

Виды государственного кредита:

государственные облигационные обязательства (займы) – выпуск облигаций;

государственные безоблигационные обязательства (займы) - выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета;

государственный кредит в форме ценных бумаг в Республике Беларусь:

форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО) и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя);

форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный;

форме размещения: продажа на аукционе, прямая продажа юридическим лицам; передача или продажа банкам для их последующей реализации;

Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц в белорусских рублях и свободно конвертируемой валюте от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов через эмиссию государственных ценных бумаг.

Форма выпуска облигаций — в виде записей на счетах с отражением их выпуска в глобальном сертификате. Доход по облигациям может быть процентным и дисконтным. Министерство финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или обменять их на облигации других, выпусков, когда наступает срок погашения.

Юридические лица могут приобрести их на аукционе проводимом Национальным банком, через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», непосредственно у Министерства финансов путем передачи или продажи банкам.

Физические лица приобретают ценные бумаги в банках.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами позитивно сказываются на банковской системе, так как являются эффективным способом регулирования ликвидности банковской системы. Начиная с 2004 г. Национальный банк Республики Беларусь не кредитует Правительство, и это усиливает роль юридических и физических лиц в качестве кредитодателей при государственном кредите, стимулируя его развитие.

Часть кредитов Национального банка, выданных Правительству, была секьюритизирована в 2005 г., т.е. заменена выпуском долгосрочных государственных облигаций. Налоговые льготы, предоставляемые юридическими и физическими лицами по доходам, получаемым от размещения свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, также стимулируют развитие как рынка ценных бумаг, так и государственного кредита в Республике Беларусь.