logo search
СТРАХОВОЕ ДЕЛО

8.5. Страхование грузов

Страхование грузов (карго) – один из старейших видов транспортного

страхования, развитие которого началось вместе с историей торгового море-

плавания.

Исходя из способа транспортировки, выделяется:

– наземное страхование грузов (перевозка железнодорожным и автомо-

бильным транспортом);

– страхование грузов при перевозке воздушным транспортом;

– страхование грузов при перевозке внутренними водными путями;

– комбинированное страхование.

В договоре страхования грузов страхователь и страховщик определяют

объекты страхования, составляющие страховой интерес. Страховым интере-

сом __________страхователя, т. е. предметом его договора о страховании со страховщи-

ком, являются груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.

Страховой интерес к грузу могут иметь не только его собственник и

перевозчик, но и другие лица, например получатель груза. Перевозчик, не-

305

305

сущий ответственность за сохранность и доставку груза перед грузовладель-

цем, обязан возместить убытки, причиненные нарушением договора перевоз-

ки. Поэтому он заключает со страховщиком отдельный договор страхования

ответственности перевозчика.

Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в

соответствии с договором купли-продажи. Договор купли-продажи или дого-

вор поставки, лежащий в основе договора страхования, определяет переход

собственности на груз и, следовательно, переход рисков от продавца к поку-

пателю. В зависимости от обязанностей грузоотправителя и грузополучателя

устанавливаются обязанности сторон в договоре страхования.

Наряду с грузом предметом договора страхования может, быть всякая

провозная плата, а также дополнительные сборы транспортных организаций

за выполнение ими определенных работ и операций по договору перевозки.

Третий вид имущественного интереса в договоре страхования грузов –

ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения. Эту прибыль

добавляют к стоимости груза, подлежащего страхованию. Определяется она

соглашением между страхователем и страховщиком исходя их рыночной

стоимости груза в месте его получения. В международной страховой практи-

ке размер ожидаемой прибыли для целей страхования составляет, как прави-

ло, 10–20% стоимости груза.

По договорам страхования грузоперевозок страхуются следующие рис-

ки:

• повреждение или полная гибель груза или его части по следующим

причинам: стихийные бедствия; крушения, столкновения перевозочных

средств, удар транспортных средств о неподвижные или подвижные предме-

ты; посадка судна на мель, повреждение судна льдом; огонь, молния__________, пожар,

взрыв; подмочка груза забортной водой, провал мостов и другие опасности;

• пропажа груза без вести вместе с перевозочным средством;

306

306

• повреждение или полная гибель груза вследствие несчастных случаев

при погрузке, укладке, выгрузке, при заправке перевозочного средства топ-

ливом;

• расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения

убытка, а также по установлению размеров ущерба;

• убытки, расходы и взносы по общей аварии.

Исключения из страхового покрытия кроме обычных для договоров

имущественного страхования включают: порчу груза, не связанную с усло-

виями транспортировки; производственные дефекты и недостачу груза при

целостности наружной упаковки; задержки в доставке груза и изменения цен.

В страховании грузоперевозок обязательно используется франшиза, ко-

торая позволяет исключить из ответственности страховщика те виды убыт-

ков, которые неизбежны при транспортировке некоторых грузов – убытки,

связанные с боем, ломом, розливом и т.п.

Кроме того, франшиза позволяет заинтересовать самого страхователя в

максимально бережном отношении к сохранности груза, в принятии мер к

уменьшению неизбежных потерь при транспортировке.

Страховое покрытие по договору страхования грузов распространяется

на:

• стоимость грузов, транспортные расходы (фрахт), ожидаемую при-

быль;

• целесообразные расходы, которые предприняты страхователем для

предотвращения или уменьшения ущерба при наступлении страхового слу-

чая;

• расходы и жертвы по общей аварии;

• затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее движение груза

после страхового случая.

307

307

Страховое покрытие различается в зависимости от вида транспорта, ко-

торым перевозится груз; от того, перевозится груз своим транспортом или

перевозчиком; внутри страны или за рубеж.

Самая старая отрасль транспортного страхования – это морское страхо-

вание, поэтому его основные понятия используются и в других отраслях

транспортного страхования. К числу фундаментальных понятий транспорт-

ного страхования относятся понятия общей и частной аварии. Категория ава-

рии рассматривается при этом весьма специфически: не с точки зрения мас-

штабов ущерба, а с позиций отнесения ущерба на лиц, участвующих в транс-

портном процессе.

Под общей аварией понимается страховой случай, который характери-

зуется общностью опасности для транспортного средства и груза. В резуль-

тате для спасения транспортного средства и людей приходится добровольно

пожертвовать грузом или его частью. Экономические последствия общей

аварии заключаются в том, что стоимость ущерба должна быть разделена

между владельцами груза, транспортного средства и перевозчиком, а следо-

вательно, между их страховщиками пропорционально их долям в общей

страховой стоимости.

Частная авария – это страховой случай, в результате которого страдают

имущественные интересы одного из участников транспортного процесса и

ущерб возмещается его страховщиком.

В зависимости от полноты страхового покрытия предлагаются три вида

договоров страхования груза:

• «с ответственностью за все риски»: договор предлагает покрытие

убытков и повреждений всего груза или его части по любой причине, за ис-

ключением особо перечисленных случаев;

• «с ответственностью за частную аварию»: в этом договоре перечис-

лены виды страховых случаев, по которым возмещаются убытки от гибели

или повреждения всего груза или его части;

308

308

• «без ответственности за повреждения кроме случаев крушения»: по

данному договору возмещаются только убытки от полной гибели всего груза

или его части и не возмещаются убытки от его повреждения.

Договор страхования заключается на основании письменного заявле-

ния страхователя, которое должно содержать следующие сведения:

• точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

• номера и даты коносаментов и других перевозочных документов;

• вид транспорта (при морской перевозке – название, год постройки,

флаг и тоннаж судна);

• способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, нали-

вом и др.);

• пункты отправления, перегрузки, назначения груза и т.п.

Заключение договора страхования оформляется выдачей страховщиком

страхователю страхового полиса. В соответствии со ст. 941 ГК РФ система-

тическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, гру-

зов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по со-

глашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании од-

ного договора страхования – генерального полиса, в котором зафиксированы

общие принципы взаимоотношения между сторонами, определен минимум

сведений по отдельным отправкам, порядок расчетов.

Одним из первых требований порядка взаимоотношений сторон при

наступлении страхового случая является обязанность страхователя известить

страховщика или его представителя о наступившем страховом случае. Стра-

ховщик должен возместить страхователю все произведенные им расходы по

предотвращению или уменьшению убытков, возникших в результате страхо-

вого случая. Размер убытка определяется представителем страховщика с уча-

стием страхователя.

Особые взаимоотношения сторон установлены на случай полной гибе-

ли застрахованного имущества, в т.ч. груза. При этом различают полную

фактическую и полную конструктивную гибель. Под полной фактическом

309

309

гибелью понимается уничтожение груза при невозможности его восстанов-

ления. При полной конструктивной гибели застрахованный груз хотя и не

уничтожается полностью, но повреждается настолько, что расходы по его

восстановлению или отправке на место назначения превышают стоимость

груза до повреждения. В случае полной конструктивной гибели груза страхо-

ватель должен заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахован-

ный груз. Такое заявление называется абандоном (ст. 278 Кодекса торгового

мореплавания РФ).

После выплаты страхового возмещения страховщику переходит в пре-

делах уплаченной суммы право на регресс, которое имеет страхователь к

третьим лицам, виновным в ущербе. Поэтому страхователь при получении

страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся доку-

менты и выполнить все формальности, необходимые для осуществления пра-

ва регресса (рис. 9).

Рисунок 9 – Схема регресса