logo search
DKB-BIL

3. Кредитные реформы как метод построения и реорганизации кредитной системы.

Кредитная реформа (КР) - это совокупность мероприятий по перестройке кредитной системы в соответствии с характером производственных отношений и требованием экономических законов.

Переход от монобанковской системы к децентрализованной .

Состояние банковской системы в нашей стране до 1987 года

I этап ( 1987-1988 гг.)

II этап ( 1988-1990 гг.)

III этап ( нач. 90-х гг.)

До 87 г:

1. Госбанк СССР

2.Стройбанк СССР

3. ВТБ СССР

I этап: создание крупных отраслевых специализированных банков. Система сберкасс была преобразована в Сбербанк. Была начата реорганизация б. с-мы сверху ( с принятия постановления правит-ва в июле 87.).

Госбанк СССР

ПСБ СССР, АПБ СССР, ВЭБ СССР,

СБ СССР

Каждый из этих банков был направлен на обслуживание определенного сектора экономики. Специализация заключалась в названии. Кроме того, были созданы комм. и кооп. банки.

Приняты з-ны “О Гос. банке СССР” и “О банках и б.д-сти”.

Госбанк продолжает функционировать, но создается двухуровневая система , где на I -ЦБ РФ, на II - к/банки.

В 1991 г. были созданы национальные б. системы на территории бывших республик СССР. В России - система из 2-х уровней. В начале 90-х было принято решение о создании Межреспубликанского банка государств СНГ.

Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г., была вызвана рядом негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы должна была явиться органической частью преобразований в управлении экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки банковской системы, т.к. считалось и считается, что в социалистической экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной.

Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б. системы не принесла ожидаемых изменений.

Главная причина неудачи I этапа : реформа проводилась сверху методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали предпосылки для проведения кредитной реформы, не сложилось понимание роли банка в рыночной экономике. Отсюда ослабление финансового положения субъектов экономики, гос-ва в целом, бюджетный дефицит практика использования кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста ден. массы по сравнению с темпами роста товарооборота. Все это усиливало тенденции инфляции. Количество банков росло, разрастался бюрократический банковский аппарат, возрос бумажный документопоток всяческих инструкций, писем, распоряжений. При этом число филиалов оставалось прежним.

Раньше существовала конкуренция банков государственного и специализированных. Лишь в законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции каждого звена банковской системы.

Основные результаты кредитной реформы 87-90 -х годов:

Банковская реформа привела к коренным преобразованиям банковской системы и ее превращению в структуру нового типа.

Осуществлена ликвидация гос. монополии на банковское дело.

Осуществлен переход к формированию 2-х-уровневой банковской системы, принятой в мире.

Переход деятельности банков на законодательную основу. Эмиссионный банк выведен из подчинения исполнительной власти и передан в законодательную.

Осуществлена децентрализация управления банковской сферой.

Произведено акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многообразных типов собственности, в т.ч. частного капитала.

Разгосударствление собственности на банковский капитал, что привело к созданию разных типов кредитных учреждений в соответствии с типами собственности в стране.

Коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности к/б становится получение прибыли, развитие торговых мотивов, гаммы услуг и повышение качества обслуживания.

Изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Начали активно функционировать биржи, появились всевозможные посреднические организации, страх. компании, аудиторские фирмы и др.

Новая структура банковской системы в большей степени ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов, но вместе с тем, она еще не закончена, создан лишь определенный каркас нового банковского комплекса. Необходима модернизация содержания, стиля и методов банковского обслуживания.