logo search
Метод

11.2. Центральный банк, его статус и функции

Первые центральные банки возникли более трехсот лет назад, когда возникла необходимость централизации банкнотной эмиссии. Выделились эмиссионные банки, пользовавшиеся всеобщим доверием.

До 18 века банки той или иной страны могли выпускать свои векселя по предъявлению — банкноты, которые свободно обменивались на металлические деньги (золотые и серебряные монеты). И до тех пор, пока банкноты не заняли существенного места в денежном обороте, проблема создания единого эмиссионного центра не была столь актуальной.

Необходимость монополизации эмиссии денег в едином центре обусловливалось следующими причинами:

«частные деньги» не пользовались всеобщим доверием и обращались только на ограниченной территории, а рыночные отношения требовали универсальных денег в рамках страны;

банки, выпускающие свои частные долговые обязательства, были заинтересованы в увеличении их эмиссии (в том числе сверх имеющегося золотого обеспечения), что вело к риску неразменности «частных денег» на золото. Не хватало необходимого количества золотых монет для обмена их на предъявленные банкноты. При этом децентрализованная эмиссия не могла регулироваться государством.

Поэтому возникновение центральных банков было предопределено необходимостью появления государственных денег — всеобщего средства платежа.

К первым центральным банкам, относятся Риксбанк— центральный банк Швеции (образован в 1668 г.) и Банк Англии (основан в 1694 г.).

В других странах они появились позже. Так, в Российской империи центральный банк (Государственный банк) появился в 1860 г., Банк Франции— в 1800 г., Банк Японии — в 1882 г. и т.д.

Таким образом, эволюционный сценарий предполагал выделение центрального банка из совокупности банков по существу совершаемых операций, а затем закрепление за ним официального статуса главного банка страны.

Революционный путь образования предполагал изначальное назначение государством банка на роль центрального. Например, Федеральная резервная система (1913 г.) изначально была создана как центральный банк США. Банк Финляндии также изначально (в 1811 г.) был учрежден как центральный банк в результате отделения страны от Швеции и вхождения в состав Российской империи на правах автономного великого княжества.

Статус центрального банка. Центральные банки имеют ряд общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны:

центральный банк — это эмиссионный центр, выпускающий банкноты и регулирующий безналичную эмиссию обязательств коммерческих банков;

центральный банк — это единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты (так как являясь эмиссионным центром, он не может стать банкротом). Он является «кредитором последней инстанции» для коммерческих банков (т.е. предоставляя кредиты, не допускает их банкротства);

центральный банк представляет общегосударственные интересы обеспечения стабильности денежного оборота и устойчивости национальных денег. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка;

центральные банки выступают в роли финансового агента правительства: размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют государственные программы, размещают государственные облигационные займы и др. Таким образом, центральные банки наделены полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы в целом.

Капитал центральных банков может принадлежать как государству, так и частным акционерам, причем это может быть как унитарная, так и смешанная форма собственности. В большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. Однако вне зависимости от того, являются ли собственниками центрального банка частные капиталы (например, ФРС, Швейцарский национальный банк) или государство, цели, задачи и функции центрального банка всегда определяются интересами общества.

Подходы к оценке независимости центрального банка. Степень эффективности его деятельности определяется согласованностью денежно-кредитной политики с экономической политикой правительства. В то же время правительство не может и не должно безгранично влиять на деятельность центрального банка, особенно при решении вопросов эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Независимость центрального банка от исполнительной власти (правительства) состоит в согласовании бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства.

Центральный банк, являясь монополистом в эмиссионной деятельности обладает неограниченными возможностями в сфере денежного предложения. Ориентиром эмиссии выступает уровень реального спроса на деньги.

Правительство, курирующее социальную сферу, может допустить превышение своих расходов над доходами. И если центральный банк будет являться всего лишь агентом правительства на финансовом рынке, то эмиссионное покрытие таких расходов вызовет всплеск инфляции. В результате это подорвет доверие к политике центрального банка и банковской системе в целом, что вызовет отток депозитов и трансформацию их в альтернативные формы финансовых и нефинансовых активов (неорганизованные сбережения, недвижимость и др.), приведет к снижению остатков на депозитах и падению кредитно-инвестиционного потенциала национальной банковской системы.

Поэтому чем выше степень независимости центрального банка, тем стабильным денежный оборот.

Однако неверно определять независимость центрального банка в качестве основного антиинфляционного фактора, так как в западноевропейских странах с высокой степенью независимости центробанков низкие темпы инфляции определяются, прежде всего, общим уровнем экономического развития, рыночной сбалансированностью хозяйства.

Центральный банк — это государственный орган и он является проводником государственной экономической политики.

Политическая независимость центрального банка состоит в определении порядка назначения и освобождения от должности руководящих кадров центрального банка, подотчетности законодательной (или исполнительной) власти и др.

Чем дольше срок пребывания в должности управляющего и членов правления, тем более независим центральный банк (для примера, председатель Совета управляющих ФРС США и его члены назначаются президентом с одобрения конгресса США на 14 лет).

Экономическая независимость предполагает самостоятельность в проведении той или иной денежно-кредитной политики, в принятии решений о выделении кредитов правительству. Основным критерием экономической независимости является возможность законодательного изменения статуса центрального банка (чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается его независимость от исполнительной власти).

Определение целей, а также процедуры формирования и реализации денежно-кредитной политики также определяют степень экономической независимости. Считается, что чем меньше целей денежно-кредитной политики и (или) ниже степень их конфликтности, тем более независим центральный банк. Всех целей ДКП невозможно достичь одновременно. Это связано с тем, что методы их реализации взаимоисключают друг друга.

Если решающий голос в процессах формирования и реализации денежно-кредитной политики имеет центральный банк, то это также свидетельствует в пользу его независимости.

В связи с этим необходимо выяснить, имеют ли право исполнительные органы контролировать бюджет центрального банка. Как правило, во многих странах мира значительная часть прибыли центрального банка перечисляется в государственный бюджет, однако прибыль, остающаяся в распоряжении центрального банка, в большинстве случаев распределяется самостоятельно.

Еще одним критерием экономической независимости является законодательное ограничение кредитования дефицита бюджета: чем более затруднено кредитование правительства со стороны центрального банка, тем, соответственно, он более независим. Во многих странах мира (в том числе и в Республике Беларусь) юридически запрещено (или существенно ограничено) как прямое эмиссионное кредитование дефицита бюджета, так и покупка центральным банком государственных ценных бумаг на первичном рынке (при их эмиссии Министерством финансов).

Средневзвешенная оценка вышеперечисленных критериев представляет собой так называемый «индекс независимости» центрального банка. Соответствующая методика была предложена Банком международных расчетов в 1986 г. и в настоящее время используется в международном банковском деле.

До создания Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ) наиболее независимым в Европе считался Бундесбанк в Германии, наименее самостоятельными — центральные банки Франции и Италии. В Японии и Китае законодательные органы имеют право полнос­тью контролировать деятельность центрального банка. В настоящее время примером достижения полной независимости стал центральный банк Новой Зеландии, который обладает практически полной самостоятельностью и функционирует на контрактной основе (обязуясь регулировать инфляцию в пределах от 0 до 2% в год). Новозеландская модель рассматривается как «панацея» от давления различного рода лоббистских групп.

Однако речь идет только об относительной самостоятельности, обеспечивающей устойчивость национальных денег при одновременной денежно-кредитной поддержке экономической политики государства. Это означает, что в долгосрочной перспективе деятельность центрального банка всегда определяется основными приоритетами общеэкономической политики, проводимой в стране.

Функции центрального банка. Главная цель его деятельности — поддержание стабильности национальной валюты, ликвидности и надежности банковской и платежной систем. Место и роль центрального банка в экономике проявляются через выполняемые им функции: регулирующие, обслуживающие и контрольные.

Регулирующие:

реализация денежно-кредитной политики;

монопольная эмиссия банкнот;

регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков;

управление совокупным денежным оборотом в рамках реализации текущей и долгосрочной денежно-кредитной политики;

валютное регулирование, управление золотовалютными резервами.

Обслуживающие:

выполнение роли финансового агента правительства

размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджета, кон­сультирование правительства по банковским вопросам и др.);

организацию расчетно-платежных отношений коммерчес­ких банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции».

Контрольные:

контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор);

осуществление валютного контроля.

Дополнительные (сопутствующие) функции: проведение аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание корреспондентских отношений с международными финансово-кредитными организациями.

Реализация денежно-кредитной политики включает:

определение направлений развития денежно-кредитной сферы, способствующих достижению устойчивых темпов экономического роста в стране;

выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики;

проведение аналитических и статистических исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования и т.д.

Функция монопольного регулирования денежной эмиссии. В каждом центральном банке есть специальные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовое регулирование. Однако реализация центральным банком эмиссионной функции предполагает пополнение каналов денежного обращения путем регулирования безналичной эмиссии (для целей регулирования ликвидности банковской системы, или стабилизации национальной денежной единицы, или кредитования правительства). Обеспечением наличных денег (банкнот) служат активы центрального банка (золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и др.). Обеспечением безналичной эмиссии служат активы коммерческих банков. В результате обеспечением всей официальной денежной массы, обращающейся в экономике, служат активы банковской системы в целом (центрального и коммерческого банков).

Центральный банк выполняет функцию «банка банков».

Это означает, что центральный банк выполняет основные банковские операции (расчетные, кредитные, депозитные) для коммерческих банков. Центральный банк не только хранит свободные резервы банков, но и выступает в роли «кредитора последней инстанции», т.е. предоставляет им кредиты в рамках своей эмиссионной деятельности.

Центральный банк выполняет и другие расчетные функции, является центром платежной системы, организует и координирует расчеты как на национальном, так и на международном уровне, осуществляет расчеты для своей клиентуры (юридических и физических лиц), определенной законодательством. Центральный банк обеспечивает надежность и стабильность национальной банковской системы, а также своевременное и бесперебойное функционирование механизма безналичных расчетов и платежей.

Функция банкира и финансового агента правительства. Центральный банк выступает как «кассир» и «банкир» правительства, обеспечивает эффективное управление его активами (размещение и погашение государственных ценных бумаг).

В ряде стран, например в США, эту функцию ФРС осуществляет совместно с коммерческими банками. В других странах (например, в Италии) эта обязанность полностью лежит на центральном банке.

Функция банковского надзора за деятельностью коммерческих банков выполняется с целью защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Банковский надзор может находиться исключительно в ведении центрального банка или осуществляться совместно с другими надзорными органами. В некоторых странах (Канада, Норвегия) эту функцию осуществляет не центральный банк, а специальные надзорные органы.

Функция валютного регулирования. Она связана с необходимостью контроля за пocтyплeнием и расходованием иностранной валюты. В развитых странах значимость данной функции несколько ниже, так как стратегией их является направление на либерализацию валютного регулирования и контроля.

Функция управления золотовалютными резервами. После отмены «золотого стандарта» центральные банки осуществляют эту функцию для формирования резервных активов (т.е. гарантийно-страхового фонда) в международных расчетах. В настоящее время золотовалютные резервы, не являясь основой эмиссионных операций, тем не менее значимы для целей покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты.