logo search
БМ - ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ 2011

24. Структура расходов коммерческого банка.

Расход — это использование (затраты) денежных средств на про­изводственную (банковскую) и непроизводственную (небанковскую) деятельность.

Группировка расходов банка осуществляется аналогично группи­ровке доходов, для того чтобы можно было оценить финансовый ре­зультат и уровень прибыльности по каждому из направлений деятель­ности банка. Обычно расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:

1. Операционные расходы:

1.1. Процентные расходы.

1.2. Комиссионные расходы.

1.3. Расходы по операциям на финансовых рынках.

1.4. Прочие операционные расходы.

2. Расходы по обеспечению функционирования деятельности банка.

3. Прочие расходы.

Расходы, непосредственно связанные с выполнением банковских операций, называют операционными. Их можно также назвать пря­мыми или переменными расходами, так как в отличие от других рас­ходов их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций. Поскольку банковская деятельность обладает значительной специ­фикой, структура расходов у коммерческого банка иная, чем у произ­водственного предприятия. У банка нет больших затрат на сырье и мате­риалы, сравнительно невелики затраты на эксплуатацию и обслужива­ние основных средств и даже расходы на оплату труда занимают скромную долю в общей сумме расходов коммерческого банка. Структу­ра банковских расходов скорее напоминает структуру расходов торгово-посреднического предприятия. Ведь для того чтобы получать доходы от размещения средств, банку необходимо эти средства привлечь. Хотя какая-то часть кредитных и иных вложений может осуществляться за счет собственных средств банка, основную массу кредитных ресурсов формируют привлеченные средства. А за них, как правило, нужно пла­тить. В связи с этим наибольшую часть расходов обычного коммерческого банка составляют затраты на привлечение средств, а точнее, плата за их использование. Так как эта плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными.

У универсального коммерческого банка, активно занимающегося кредитной деятельностью, доля процентных расходов может состав­лять около 70% всех его затрат. Однако этот показатель индивидуален для каждого конкретного банка. Величина процентных расходов и их доля в общей массе расходов существенно зависят от структуры пас­сивов банка, а именно от доли в них платных обязательств. Наиболее дорогими для банков являются, как правило, вклады населения и межбанковские кредиты. Относительно большие проценты банки вы­плачивают также по депозитам юридических лиц и выпущенным дол­говым обязательствам (облигациям, процентным векселям и депозит­ным сертификатам). Самыми дешевыми для банка считаются средст­ва на расчетных и текущих счетах юридических лиц, а также на счетах до востребования физических лиц. Чем больше доля этих средств в структуре обязательств банка, тем меньше величина и доля процент­ных расходов и тем больше прибыль банка.

Рост доли процентных расходов банка среди общего их объема, как правило, свидетельствует либо о неблагоприятном состоянии конъюн­ктуры рынков, на которых банк приобретает кредитные ресурсы, либо об ухудшении конкурентной позиции банка на этих рынках. Нормаль­ным считается рост процентных расходов, когда он сопровождается адекватным ростом процентных доходов. Идеально для банка, когда темп роста процентных доходов опережает рост процентных расходов или когда в условиях снижения процентных ставок плата за привлече­ние средств снижается быстрее, чем доход от их размещения.

Процентные расходы играют решающую роль в кредитной и ин­вестиционной деятельности банка. Деятельность банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера сопряжена главным образом, с расходами по оплате услуг посреднических организаций (централь­ного банка, банков-корреспондентов, бирж, процессинговых цент­ров, клиринговых палат и т.п.). Обычно плата за их услуги взимается в форме комиссии от суммы совершаемой операции, поэтому данная группа расходов получила название комиссионных. Хотя комиссион­ные расходы обычно составляют незначительную долю в общей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень до­ходности некредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверси­онные, гарантийные, брокерские, депозитарные и др.

В отдельную группу обычно выделяют расходы по операциям на финансовых рынках. На этих рынках банк получает доходы от реализа­ции определенных ценностей (ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.п.). К расходам же относятся затраты на приобретение этих ценностей. Так, при покупке купонных облигаций банку приходится уплачивать накопленный купонных доход. Беску­понные ценные бумаги обычно приобретаются с дисконтом, который также относится на расходы. В случае ухудшения конъюнктуры фи­нансовых рынков банк может нести значительные расходы в результа­те переоценки ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества. Существуют и другие расходы, также непосредственно связанные с конкретными банковскими операциями. Это такие расходы, как различные налоги с оборота (например, налог на покупку иностран­ной валюты), почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов и др. Эти затраты называют прочими операционными расходами.

Расходы по обеспечению деятельности банка. К этой группе относят расходы, которые связаны с обеспечением функционирования банка, но не могут быть прямо отнесены на конк­ретную операцию. В экономической теории их называют косвенны­ми, или условно-постоянными, издержками.

В небольших и средних по размеру активов банках сумма этих рас­ходов бывает сопоставима с суммой операционных расходов. У круп­ных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ре­сурсов расходы по обеспечению деятельности банка растворяются в массе операционных затрат и могут составлять 10—12% общей суммы расходов.

Каждый банк по-своему, с различной степенью детализации клас­сифицирует эти расходы в зависимости от выбранной системы бюджетирования. К примеру, в составе расходов по обеспечению деятель­ности банка можно выделить следующие статьи:

  1. расходы на персонал (оплата труда, премии, материальная помощь, предоставление сотрудникам различных льгот, оплата социально-бытовых расходов сотрудников, командировочные расходы, расходы по найму и обучению персонала, расходы по охране труда и возмещению вреда здоровью сотрудников и др.);

  2. расходы на здания и помещения (аренда, амортизация, ремонт и эксплуатация помещений, коммунальные платежи, налоги на землю, на имущество, расходы на охрану помещений и т.п.);

  3. расходы по оснащению рабочих мест (приобретение, ремонт, содержание и обслуживание банковского оборудования: компьютеров, оргтехники, мебели, охранной сигнализации, сейфов, счетных машин, детекторов валют и т.п., на приобретение хозяйственного инвентаря, канцелярских товаров и пр.);

  4. расходы на рекламу и стимулирование сбыта (рекламные, типографские и представительские расходы, расходы на организацию пре­зентаций, выставок, лотерей и т.п.);

  5. расходы на информационное обеспечение деятельности банка (покупка и подписка периодических изданий, специальной литературы, плата за информационные продукты и услуги внешних агентств, расходы на маркетинговые исследования);

  6. расходы на связь и телекоммуникации (проведение и аренда каналов связи, плата за телефонные и Интернет-услуги и пр.);

  7. транспортные расходы;

  8. прочие расходы по обеспечению деятельности банка (расходы на аудиторские проверки, организацию собраний акционеров, оплата нотариальных и юридических услуг, относимые на затраты налоги и др.).

Расходы по обеспечению деятельности банка можно также по­дразделить по различным критериям на следующие группы:

В условиях экономического кризиса и инфляции обычно проис­ходит быстрый рост административно-управленческих расходов, главным образом заработной платы, при недостаточном росте прибы­ли. Банку необходимо следить, чтобы производимые расходы, обу­словленные банковской деятельностью, окупались в установленные сроки, а расходы непроизводительного характера обеспечивались со­ответствующим приростом доходов. По аналогии с доходами к категории прочих расходов относят случайные затраты, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Иначе их можно назвать расходами на покрытие рисков в деятельно­сти банка. Эти расходы либо не включаются в смету затрат банка, либо в смете предусматривается определенная сумма на непредвиденные расходы исходя из уровня, сложившегося за предыдущие перио­ды. Прочие расходы являются нежелательным элементом расходов, их возникновение чаще всего связано с ошибками или преднамерен­ными нарушениями сотрудниками банка договоров и законодатель­ства, просчетами в кредитной политике банка, недостатками в управ­лении кредитной организацией. К прочим расходам относятся:

Во избежание существенного роста прочих расходов банки дол­жны направлять определенные средства на создание резервов для по­крытия сомнительных и убыточных операций, а также формировать резервный фонд. Это позволит избежать убытков в случае возникно­вения серьезных рисков.

Отражение расходов банка в учете и отчетности. В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях доходы отражаются на балансовом счете 70606…:

Информация о расходах банка содержится в тех же формах отчет­ности, что и информация о доходах (формы №102 и № 114). В отчете о прибылях и убытках должны показываться суммы по статьям, приве­денным в форме отчета. К отчету может прилагаться краткая объясни­тельная записка с пояснением отдельных статей доходов и расходов.