logo search
БМ - ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ 2011

31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).

Банк России, как мы уже знаем, во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Это закреплено в статье 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15) Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в гл. VII "Денежно-кредитная политика" названного Федерального закона.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени Банком России.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Он использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации и порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Эти нормативы не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случаях нарушения нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать с корреспондентского счета, открытого в Банке России, в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств. Он может взыскать штраф в судебном порядке в размере не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Рефинансирование определяется как кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России (ст. 40).

В Федеральном законе приводится понятие валютной интервенции Банка России — это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Прямые количественные ограничения Банка России означают согласно ст. 43 установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России имеет право применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России вправе устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Они определяют задачи, которые предстоит решать Банку России, намечают цели денежно-кредитной политики и основные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля, а также устанавливают количественные ориентиры основных макроэкономических пропорций.