logo search
Иванов

III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе

Счетная палата - это контролирующий орган, который:

1) имеет статус высшего контролирующего органа, уполномоченного на проведение внешнего государственного аудита;

2) подотчетен Федеральному Собранию;

3) действует на постоянной основе;

4) обладает финансовой, организационной и функциональной независимостью;

5) осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Счетная палата выполняет свыше 25 функций. Наделение ее функциями возможно только на основании федеральных законов.

Первая и, наверное, главная ее функция - осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. По результатам контрольных мероприятий палата направляет представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Представления содержат описание выявленных нарушений и меры, которые следует принять.

Предписания направляются в случаях, если:

- выявленные нарушения наносят ущерб государству и требуют безотлагательного пресечения;

- создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий;

- не выполняются представления.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

Уведомление о применении бюджетных мер принуждения направляется в адрес органа, уполномоченного применять бюджетные меры принуждения, при выявлении Счетной палатой в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений.

Порядок проведения контроля регулируется стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

Есть как минимум три разновидности такого аудита:

1) финансовый аудит; 2) аудит эффективности; 3) стратегический аудит.

При первом проверяется исполнение бюджетного законодательства, при втором выясняется, насколько эффективно проверяемые использовали предоставленные им средства, а третий идет дальше, т.к. позволяет оценить реализуемость, риски и последствия результатов реализации поставленных целей.

Другие виды контроля:

1) предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

2) анализ полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, кассового исполнения федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявление отклонений и нарушений - в процессе исполнения федерального бюджета;

3) последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

В поле зрения Счетной палаты попадают:

1) федеральные государственные органы;

а также органы:

2) государственных внебюджетных фондов;

3) Центрального банка РФ;

4) федеральных государственных учреждений;

5) федеральных государственных унитарных предприятий;

6) государственных корпораций и государственных компаний;;

7) хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах;

8) государственные органы субъектов РФ;

9) органы местного самоуправления.

Счетная палата уполномочена контролировать деятельность:

1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которым были предоставлены средства из федерального бюджета;

2) кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета;

3) иных организаций - по поручению Совета Федерации и Государственной Думы, Президента и Правительства РФ.

Последующий контроль исполнения федерального бюджета регламентирован Стандартом финансового контроля, утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 12.02.2008 N 7К (584)). Предметом комплекса контрольных мероприятий является исполнение федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период.

Этапы последующего контроля:

этап I - подготовка и утверждение программ комплекса контрольных мероприятий, распорядительных документов;

этап II - подготовка информации Счетной палаты на отчет Минфина России об исполнении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период;

этап III - проведение комплекса контрольных мероприятий в Минфине России, Федеральном казначействе, главных администраторах средств федерального бюджета;

этап IV - подготовка, рассмотрение и представление заключений Счетной палаты РФ по каждому главному администратору средств федерального бюджета о результатах проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

этап V - проведение проверки отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также документов и материалов, представленных одновременно с ним;

этап VI - подготовка заключения Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год по направлениям деятельности Счетной палаты РФ, а также предложений к сводной части заключения Счетной палаты РФ;

этап VII - подготовка проекта заключения Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также проектов представлений, информационных писем и иных документов на основе проекта заключения Счетной палаты.