II. Организация наличного денежного обращения Банком России
Нормативное правовое регулирование денежного обращения в стране построено так, что ЦБ РФ имеет возможность:
1) видеть и анализировать в развитии состояние и структуру наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков;
2) производить расчеты: а) объема наличной денежной массы в обороте, б) скорости обращения наличных денег и их возврата в кассы кредитных организаций;
3) изменять действующий лимит остатка оборотной кассы в целом по Российской Федерации.
Политику Банка России в области организации расчетов наличными деньгами проводят его территориальные учреждения в субъектах РФ, в задачи которых входит, в частности, анализ и прогноз кассовых оборотов кредитных организаций. В составе территориальных учреждений создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ), имеющие свои: а) оборотные кассы, б) резервные фонды.
Оборотная касса РКЦ необходима для того, чтобы вводить в оборот наличные деньги, а также получать их от кредитных организаций. Оборотные кассы еще называют приходно-расходными, потому что деньги проходят через эти кассы в обоих направлениях, они движутся и, следовательно, находятся в обращении.
Резервный фонд РКЦ играет роль хранилища запасов банкнот и монет, не выпущенных в обращение, его основные задачи: а) при наличии на то потребности подпитывать экономику наличными деньгами; б) в связи с приходом в негодность обращающихся банкнот обеспечивать им замену новыми банкнотами; в) поддерживать обязательный покупюрный состав денежной массы в федерации и ее субъектах; г) принимать излишки денег (с превышением лимита) из оборотной кассы.
Таким образом, оборотная касса РКЦ является своего рода каналом, связывающим резервный фонд РКЦ, в котором наличные денежные средства хранятся в неподвижном состоянии, с кредитными организациями, обеспечивающими вовлечение банкнот и монеты в контролируемый денежный оборот.
Деятельность территориальных учреждений Банка России
по организации наличного денежного обращения в стране
В отношении резервных фондов РКЦ:
- организуют работу по: а) созданию резервных фондов банкнот и монеты в РКЦ, б) перевозкам ценностей между ними, в) определяют им минимальные размеры хранения резервных фондов в пределах сумм, установленных Банком России территориальному учреждению;
- вносят в Банк России предложения по изменению минимальных размеров хранения резервных фондов в целом по территориальному учреждению;
- ведут учет банкнот и монеты, находящихся в резервных фондах РКЦ по купюрам и достоинствам;
- обеспечивают наличие в них банкнот и монеты в купюрах и достоинствах, необходимых для обращения.
В отношении оборотных касс РКЦ:
- вносят в Банк России предложения по изменению лимитов оборотных касс;
- организуют кассовое обслуживание кредитных организаций, а в ряде случаев - юридических и физических лиц;
- оперативно регулируют кассовые ресурсы;
Контрольные и сопряженные с ними полномочия (некоторые):
в отношении резервных фондов и оборотных касс:
- контролируют своевременное пополнение резервных фондов до установленного размера хранения;
- контролируют а) правильность организации эмиссионно-кассовой работы в РКЦ, б) обеспечение сохранности ценностей резервных фондов и оборотной кассы, в) соблюдение эмиссионно-кассовой дисциплины;
- ведут учет эмиссионных операций и контролируют правильность их совершения;
в отношении кредитных организаций:
- контролируют соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях;
- устанавливают сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционных кассах кредитных организаций на конец дня и контролируют его соблюдение;
в отношении качества денежных знаков:
- контролируют качество денежных знаков, находящихся в обращении, организуют работу по проведению в РКЦ экспертизы платежеспособности денежных знаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты;
- контролируют соблюдение кредитными организациями установленных правил работы с поддельными, сомнительными и поврежденными денежными знаками;
в отношении купюрного состава:
- анализируют купюрное строение выпуска денег в обращение РКЦ;
- контролируют соответствие купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично-денежного оборота;
- осуществляет меры по обеспечению налично-денежного оборота банкнотами и монетой соответствующих купюр и достоинств.
Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России
ЦБ РФ указал на условия, при которых его банкноты и монета признаются платежеспособными.
Банкноты и монета должны:
1) иметь силу законного средства наличного платежа на территории РФ, даже если они относятся к категории изымаемых из обращения;
2) быть без признаков подделки;
3) совсем не иметь повреждений или иметь допустимые повреждения.
Если какое-либо из этих условий не выполняется, то наличные деньги платежеспособными считаться не могут.
Допустимые повреждения банкнот Банка России:
при которых банкноты не подлежат обмену по номиналу:
- загрязнения, изношенность, надрывы;
- потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов;
- утрата углов, краев;
при которых банкноты подлежат обмену по номиналу:
- различные повреждения, при условии что банкноты сохранили не менее 55% от первоначальной площади;
- склеены из любого количества фрагментов, при условии, что: а) один фрагмент или б) несколько фрагментов, безусловно принадлежащих одной банкноте, занимают не менее 55% от первоначальной площади банкноты;
- составлены из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам Банка России одного номинала, при этом каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50% от первоначальной площади банкноты;
- изменение окраски и свечения в ультрафиолетовых лучах, но при этом на них отчетливо просматриваются изображения (есть исключение);
- имеется брак изготовителя.
Допустимые повреждения монеты Банка России:
при которых монета не подлежит обмену по номиналу:
- мелкие механические повреждения, при этом полностью сохранены изображения на аверсе и реверсе;
при которых монета подлежит обмену по номиналу:
- монета погнутая, сплющенная, надпиленная, с отверстиями, следами удаления металла, при условии что полностью сохранились изображения на аверсе и реверсе;
- монета оплавленная, травленая, изменившая цвет;
- имеется брак изготовителя.
- Краткий курс финансового права
- И.С. Иванов
- Общая часть
- Раздел I. Финансовое право и финансовая система
- I. Проблема определения предмета финансового права
- II. Система финансового права
- III. Принципы финансового права
- IV. Финансовая система рф
- V. Органы управления финансовой системой рф
- Раздел II. Правовые основы финансового контроля
- I. Общие сведения о финансовом контроле
- II. Федеральный государственный финансовый контроль
- III. Региональный государственный финансовый контроль
- IV. Муниципальный финансовый контроль
- V. Финансовый контроль, осуществляемый без участия
- VI. Основы организации проведения финансового контроля
- VII. Ответственность за нарушения в финансовой сфере
- Особенная часть
- Раздел I. Бюджетное и налоговое право
- Глава 1.1. Бюджетная система рф
- I. Бюджетное устройство рф
- 13 Принципов бюджетной системы рф.
- II. Доходы бюджетов
- III. Расходы бюджетов
- IV. Сбалансированность бюджетов
- Глава 1.2. Бюджетный процесс
- I. Участники бюджетного процесса
- II. Стадии бюджетного процесса
- 1. Стадия составления проектов бюджетов.
- 2. Стадия рассмотрения проектов бюджетов.
- 3. Стадия исполнения бюджетов.
- 4. Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе
- IV. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 8. Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):
- Глава 1.3. Государственные внебюджетные фонды - основа финансовой системы обязательного социального страхования
- I. Общая финансово-правовая характеристика государственных
- II. Порядок составления, представления и утверждения
- III. Страховые взносы и страховое обеспечение
- 1) В обязательном пенсионном страховании:
- 2) В обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- 3) В обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- 4) В обязательном медицинском страховании:
- IV. Сохранность денежных средств в системе
- Глава 1.4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства российской федерации
- I. Нарушение бюджетного законодательства
- II. Меры, применяемые к нарушителям
- III. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения
- 2. Министерство финансов рф:
- 3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов рф и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):
- IV. Нарушения бюджетного законодательства;
- 1. Нецелевое использование бюджетных средств.
- 4. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
- 14. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.
- 15. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств.
- 16. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.
- 17. Правонарушения информационного характера:
- Глава 1.5. Основы налогового права
- I. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом рф
- II. Налоги, сборы, налоговые вычеты
- III. Элементы налогообложения
- Раздел II. Правовое регулирование кредитно-денежной системы
- Глава 2.1. Банковская система
- I. Банк России в банковской системе
- II. Понятие и виды кредитных организаций
- 5. Вклады:
- III. Правовое положение кредитных организаций
- 1) Создавать (открывать):
- Глава 2.2. Правовое регулирование банковского кредитования
- I. Понятие банковского кредитования
- II. Виды банковских кредитов
- III. Кредитная история
- IV. Особенности потребительского кредитования.
- V. Обеспечение возвратности кредитов
- VI. Банковский факторинг - альтернатива кредитования
- Глава 2.3. Национальная платежная система
- I. Общая характеристика национальной платежной системы
- II. Оператор платежной системы
- III. Оператор услуг платежной инфраструктуры
- 3.3. Расчетный центр.
- IV. Участники платежной системы
- 4.3. Организации федеральной почтовой связи.
- Глава 2.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- I. Соотношение понятий "перевод" и "расчеты".
- II. Краткая характеристика безналичных расчетов
- III. Использование электронных средств платежа
- Глава 2.5. Правовое регулирование наличного денежного обращения
- I. Общие сведения о наличном денежном обращении
- II. Организация наличного денежного обращения Банком России
- III. Обеспечение наличного денежного обращения
- IV. Участие юридических лиц; индивидуальных
- Раздел III. Правовое регулирование денежных потоков на финансовых рынках
- Глава 3.1. Финансово-правовые основы валютного рынка
- I. Валютный рынок
- II. Регуляторы валютного рынка
- III. "Товар" на валютном рынке
- IV. "Продавцы" и "покупатели" на валютном рынке
- V. Валютные операции
- 1. Операции по приобретению и отчуждению.
- 2. Операции по ввозу и вывозу.
- 3. Операции по переводу.
- VII. Запреты и ограничения на валютном рынке
- VIII. Паспорт сделки
- Iх. Органы и агенты валютного контроля
- X. Права и обязанности резидентов и нерезидентов;
- XI. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 1. "Незаконные операции".
- 2. "Уведомительные нарушения".
- 3. "Репатриационные нарушения".
- 4. "Нарушения порядка учета и отчетности".
- Глава 3.2. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг
- I. Ценные бумаги и эмиссионные ценные бумаги
- II. Виды эмиссионных ценных бумаг
- III. Эмиссия ценных бумаг
- IV. Государственная регистрация выпуска
- V. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- VI. Фондовая биржа
- VII. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- VIII. Ответственность за нарушение законодательства;
- 1) Деятельность по организации торговли (отвечает организатор);
- 2) Эмиссия ценных бумаг (при отсутствии признаков преступления):
- 1) Учет прав на ценные бумаги:
- 2) Эмиссия ценных бумаг:
- 3) Осуществление прав, удостоверенных ценными бумагами:
- 4) Раскрытие или предоставление информации, определенной законодательством рф о ценных бумагах:
- Глава 3.3. Финансово-правовые основы страхового рынка
- I. Страховой рынок
- II. Страховщики и субъекты страхового дела
- 2.2. Субъекты страхового дела.
- III. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Глава 3.4. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности
- I. Общие сведения о правовом регулировании
- II. Капитальные вложения
- III. Лизинг
- IV. Франчайзинг
- V. Концессионные соглашения
- VI. Участие в долевом строительстве объектов недвижимости
- VII. Инвестирование средств
- VIII. Инвестиционные фонды
- 1. Акционерный инвестиционный фонд является юридическим лицом.
- 2. Паевой инвестиционный фонд (пиф) не является юридическим лицом.
- IX. Защита прав и законных интересов
- Раздел IV. Организация финансов экономических субъектов:
- II. Финансово-правовые основы деятельности
- III. Финансово-правовые основы деятельности
- IV. Финансово-правовые основы
- Глава 4.2. Правовое регулирование бухгалтерского учета
- I. Общие сведения о бухгалтерском учете
- II. Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика
- III. Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация
- IV. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
- Глава 4.3. Правовое регулирование оценки
- I. Оценка и оценочная деятельность
- II. Виды стоимости, определяемой оценщиком
- III. Подходы к оценке, применяемые при
- IV. Права и обязанности оценщика
- V. Правовое положение сро оценщиков
- VI. Оценка в налогообложении
- VII. Оценка в бухгалтерском учете и отчетности
- VIII. Оценка в страховании
- IX. Ответственность оценщиков