Вопрос 63. Сущность и виды цен.
Цена — денежное выражение стоимости товара. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов:
1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;
3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.
Цены классифицируются по различным признакам.
* В зависимости от степени вмешательства государства в процессе их формирования.
Фиксированные – это цены, уровень (величина) которых устанавливается органами ценообразования или другими государственными органами (Президентом РФ, Правительством РФ и др)
Регулируемые – это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов.
Свободные (рыночные) освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка и являются равновесными ценами, при которых объем спроса равен объему предложения. Государство может влиять на изменение свободных цен путем воздействия на конъюнктуру рынка – изменение спроса и предложения и их соотношение.
Уровень, соотношение и изменение цен на товары зависят от множества факторов:
Затраты производства - в условиях монопольного рынка высокий уровень затрат обусловливает высокую (монопольную) цену; в условиях конкурентной среды влияние затрат производства на цену снижается, но возрастает значение снижения затрат для получения прибыли.
Монополия- степень монополизации рынка находится в обратной зависимости от количества продавцов: чем их меньше, тем больше степень монополизации, и наоборот. Монополизм продавцов позволяет назначать высокие цены. Чем выше степень монополизации продавцов, тем выше цены. Монопольные цены могут ограничиваться различными способами. Отметим некоторые из них:
Наличие конкуренции. Конкуренция бывает производственная и рыночная. Производственную конкуренцию можно рассматривать как внутриотраслевую (экономическое соперничество между товаропроизводителями, работающими в одной отрасли) и межотраслевую. Рыночная конкуренция — это конкуренция между продавцами и между покупателями под влиянием соотношения спроса и предложения на тот или иной товар.
Государственное регулирование цен, в частности антимонопольное законодательство цены в большой степени зависят от инфляции - процесса обесценивания денег, вызываемого повышением цен на основные группы реализуемых товаров и услуг.
Инфляция сопровождается, как правило, переполнением каналов денежного обращения избыточным количеством денег, не обеспеченных соответствующим увеличением товарной массы или повышением качества, потребительной стоимости товаров (свойства товара удовлетворять какие-либо потребности, т. е. его полезности).
Она приводит к повышению цен и общему падению покупательной способности. Бывают периоды ускоренного увеличения денежной массы в обращении и повышения цен на товары и периоды с относительно умеренным развитием инфляционных процессов.
Сезонные колебания цен, характерные для товаров сельскохозяйственного производства, некоторых промышленных товаров (при создании сезонных запасов сырья, угля, мазута на зимний период); повышение спроса на отдельные группы товаров перед праздниками; влияние на колебание цен форс-мажорных обстоятельств
Каналы сбыта товаров: чем больше звеньев товародвижения, тем выше цены.
*В зависимости от каналов движения товаров от производителя к потребителю:
Оптовые цены— цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Она состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС
Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной: оптовая цена, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой.
*По степени свободы цен от воздействия государства:
1. Свободные цены — свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно— путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка.
2. Регулируемые цены — складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов
3. Фиксированные цены — прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономики Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления).
Ценовая политика государства – это практические действия органов государственной власти, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, а также осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Основными целями государственной ценовой политики являются: борьба с инфляцией, поддержание конкурентной рыночной среды и борьба с монополизмом, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.
Вмешательство государства в ценообразование может быть прямым и косвенным. Среди прямых методов регулирования уровня цен можно выделить: общее замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельных цен или коэффициента предела возможного изменения цены за определенный период времени. Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице органов управления непосредственно воздействует на структуру и уровень цен. Косвенные методы исходят из того, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования. Н: система запретов, регулирование кредитно-денежной политики, регулирование фискальной политики, а также регулирование цен через социальную и внешнеэкономическую политику.
- 2. Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации.
- 3. Долгосрочная финансовая политика (дфп) субъекта хозяйствования.
- 4. Органы управления финансам в рф, их задачи и функции в современных
- 5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.
- 6. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
- 8. Характеристика принципов бюджетной системы Российской Федерации.
- 9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
- 10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания,
- 12. Бюджетная классификация, ее характеристика.
- Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.
- Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса.
- Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
- Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
- Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
- Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
- Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
- Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
- Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
- Вопрос 22. Законы денежного обращения.
- Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
- Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- Последствия инфляции
- Воздействие на перераспределение национального дохода
- Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
- 1. Этапы развития мировой валютной системы
- Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
- 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
- Виды кредита и их классификация по различным признакам
- Виды кредита по количеству кредиторов:
- Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
- Виды кредита по типу заемщика:
- Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
- Виды кредита по обеспеченности:
- Виды кредита по целям (направлениям использования):
- Виды кредита по форме и способу предоставления:
- Функции и роль кредита в современной экономике
- Важнейшими источниками кредита выступают:
- Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
- Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
- Банковская система Англиии
- Банковская система Германии
- Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
- Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
- Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
- Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Классификация, в зависимости от цели кредита
- Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
- Оценка заемщика
- Риски кредитования коммерческих предприятий
- Текущая ситуация
- Кредитование малого бизнеса
- Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
- Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
- Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
- Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
- Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
- Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
- Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
- Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
- Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
- Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
- Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
- Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
- 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
- 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
- Вопрос 49. Производные ценные бумаги
- Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
- Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
- Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
- 1. По виду эмитента:
- 2. По форме обращаемости:
- 3. По срокам обращения:
- 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
- Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
- Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
- 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
- 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
- 10. Мониторинг рисков
- 11. Ретроспективный анализ
- Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
- Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
- Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
- Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 63. Сущность и виды цен.
- Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
- Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
- Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
- Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
- Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
- Функции прибыли:
- Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
- Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
- Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
- Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
- Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
- Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
- Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
- Виды финансового планирования.
- Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
- Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
- Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
- Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
- Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
- Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
- Вопрос 82. Финансовая политика государства.
- Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
- Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
- Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
- Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
- Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.