logo search
Иванов

I. Проблема определения предмета финансового права

Финансовое право любой страны как некая упорядоченная совокупность правовых норм отражает попытку государства организовать собственные финансы, вмешиваясь в той или иной степени в самые разнообразные сферы жизнедеятельности. Процесс такого вмешательства обычно именуют финансовой деятельностью.

Финансовая деятельность государства

Государство управляет денежными потоками в стране посредством:

- правового регулирования - в результате формируется отрасль права, традиционно именуемая финансовым;

- реализации органами государственной власти и местного самоуправления предоставленных им полномочий по:

- накоплению, распределению и использованию денежных фондов страны;

- контролю за накоплением, распределением и использованием денежных фондов страны.

Под денежными фондами страны здесь понимаются не только "государственные" или "муниципальные деньги", но и денежные потоки, образующиеся на финансовых рынках, например, финансы страхования или денежные фонды коммерческих организаций. Управляя частными финансами, государство в конечном счете создает основу для собственных, обеспечивает экономическую стабильность, собираемость налогов, укрепляет бюджетную систему, то есть действует в публичном интересе.

Именно государство диктует свои правила на валютном рынке, рынке ценных бумаг, создает условия для инвестиционной деятельности, организует денежное обращение и расчеты. Законы, регулирующие перечисленные сферы отношений, безусловно, затрагивают и гражданские правоотношения, но по большей части сформулированы императивно, т.к. затрагивают интересы неопределенного круга граждан, организаций и, конечно же, государства.

Таким образом, финансовая деятельность государства, в сущности, является формой государственного управления с той особенностью, что объектом управления являются денежные потоки, из которых складывается экономика страны и которые способны оказывать влияние на финансовое благополучие каждого.

Предмет финансового права как отрасли права.

Последние двадцать лет российское законодательство, регулирующее экономические отношения, переживает значительный прирост новых правовых норм. Появляются новые правовые институты и даже подотрасли законодательства, которые временно остаются вне или между отраслей права - в том смысле, что не попадают в поле зрения при составлении учебных курсов при подготовке юристов с высшим образованием. Финансово-правовая наука оказалась слишком консервативна, чтобы принять то новое, что уже есть в законодательстве, и что еще будет. Она формировалась не один год, еще с досоветских времен, поэтому совершенно естественно, что ее логический фундамент не выдерживает всего того, что на нем можно было бы разместить.

Традиционный подход к предмету финансового права складывается из следующих идей:

- деньги - это средства платежа, а финансы - отношения;

- финансы - это также денежные фонды государства;

- финансовое право регулирует отношения в области финансов;

- финансовое право регулирует отношения в области формирования (аккумуляции), распределения и использования денежных фондов государства.

Строго в логические рамки традиционного подхода укладываются только бюджетное и налоговое право, но ни один из современных учебников по финансовому праву их рассмотрением не ограничивается.

Современные подходы к предмету финансового права складываются из следующих идей:

- финансовое право относится к семейству публичных отраслей;

- механический перенос понятийного аппарата экономических наук в финансово-правовую науку в некоторых случаях может только навредить;

- финансы - это деньги, перемещение и распределение которых не связано напрямую с товарами, работами, услугами;

- экономические отношения не стоят на месте - они изменяются, следовательно, изменяется и содержание финансовых отношений;

- финансово-правовые отношения имеют тенденцию к расширению, например, частью предмета финансового права стал бухгалтерский учет.

Таким образом, предметом финансового права целесообразно признавать отношения:

- складывающиеся в ходе управления денежными потоками в стране;

- возникающие в связи с накоплением, распределением и расходованием денежных средств:

а) в секторах государственного управления;

б) на открытом рынке и

в) в связи с организацией деятельности хозяйствующих субъектов;

- способные оказывать непосредственное влияние на государственные финансы.