logo search
Иванов

III. Принципы финансового права

Финансовое право складывается из самых разнообразных подотраслей и правовых институтов и не относится к числу кодифицированных в том смысле, что единый финансовый кодекс в РФ отсутствует и вряд ли будет когда-либо принят. Следовательно, основополагающие идеи всей отрасли существуют только в доктрине (см. любой учебник) и формально для субъектов правотворчества и правоприменения их не существует вовсе. Но справедливости ради стоит заметить, что принципы отрасли основаны на конституционных идеях, а Конституция РФ - нормативно-правовой акт высшей юридической силы и прямого действия.

Идеи следующие:

- социальная направленность финансово-правового регулирования - в основе конституционная норма о том, что Российская Федерация - социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека;

- федерализм - принцип, учитывающий нормы Конституции РФ о федеративном устройстве, в том числе распределение предметов ведения федерации и ее субъектов, а также право на местное самоуправление, из этого принципа вытекают следующие три:

- единство финансовой политики и денежной системы;

- равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности;

- самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления;

- разделение законодательной (представительной) и исполнительной власти - Конституция РФ разделяет полномочия по управлению денежными потоками страны между органами государства, относящимися к различным ветвям власти - законодательной (представительной) и исполнительной. Например, к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, а Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- плановость - учитывает конституционные нормы, в которых упоминаются финансовые планы, на основе которых организуется финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления - бюджеты.

Анализируя Конституцию РФ, можно вывести и другие базовые идеи, в соответствии с которыми должно осуществляться финансово-правовое регулирование (законность, гласность и т.д.).

Наиболее крупные блоки финансово-правовых норм (бюджетное, налоговое и др.) имеют в основе своей собственные принципы:

принципы бюджетной системы - это объединение тринадцати генеральных идей, лежащих в основе построения и функционирования бюджетной системы (рассматриваются в главе 1.1 пособия "Бюджетная система РФ");

основные начала законодательства о налогах и сборах - базовые идеи, закрепленные в статье 3 НК РФ, берущие начало от идей Адама Смита, сформулированных в его труде "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776): а) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, б) при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, в) другие принципы;

принципы организации Банка России - базовые идеи, определяющие положение ЦБРФ в банковской системе, например, нормы о том, что Банк России: а) представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, б) может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона РФ о поправке к Конституции РФ.

В законодательстве также выделяются:

- принципы валютного регулирования и валютного контроля;

- основы регулирования рынка ценных бумаг;

- принципы регулирования бухгалтерского учета.