Фундаментальный анализ инвестиционной привлекательности ценных бумаг
Осуществление эффективной инвестиционной деятельности требует информации об окружающей экономической среде, об изменении основных факторов этой среды, поскольку эта информация в значительной степени определяет состояние объекта инвестирования. К этим фундаментальным факторам можно отнести валовой внутренний продукт, инфляция, валютный курс, процентные кредитные ставки, параметры федерального и регионального бюджета, состояние денежной сферы, торгового и платежного баланса, проводимая государством финансовая и денежно-кредитная политика. Кроме этих факторов инвестору при принятии решений необходима информация об инвестиционной привлекательности конкретных регионов, отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Все указанные факторы (и другие, не приведенные здесь) определяют протекание экономических, в том числе и инвестиционных процессов, в частности, процессов, протекающих на фондовом рынке. Анализ этих фундаментальных факторов для оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг называется фундаментальным анализом. Профессиональный подход к оценке качества ценных бумаг, называемый фундаментальным анализом, позволяет инвестору выбрать конкретный финансовый актив конкретного эмитента для инвестирования средств.
Фундаментальный анализ проводится на четырех уровнях:
макроэкономический,
региональный,
отраслевой
и микроэкономический.
Макроэкономический фундаментальный анализ предназначен для выявления общих тенденций, характеризующих состояние экономики страны в целом и крупные ее частей, таких, как промышленность, сельское хозяйство и т.д. Анализ состояния экономики страны в целом показывает, насколько благоприятна общая макроэкономическая ситуация для инвестирования.
В макроэкономическом фундаментальном анализе можно выделить следующие блоки:
- валовой внутренний продукт (ВВП), производство и услуги;
- доходы населения и структура доходов, рынок трудовых ресурсов, занятость;
- платежный баланс;
- денежная сфера, кредитно-денежная политика, валютные курсы; федеральный бюджет, финансовая политика, система налогообложения;
- фондовый рынок, динамика (кинетика) фондовых индексов;
- инфляция.
Фундаментальный анализ регионального уровня аналогичен макроэкономическому фундаментальному анализу (с поправкой на масштаб) и оперирует экономическими факторами, которые характерны для данного региона.
Третий уровень – отраслевой фундаментальный анализ. Цель отраслевого фундаментального анализа – оценка инвестиционной привлекательности отрасли, в которую предполагается осуществить вложение экономических ресурсов. Инвестиционная привлекательность отрасли можно характеризовать следующими основными показателями:
темпы роста объемов промышленного производства;
рентабельность производства и активов;
скорость оборота капитала;
темпы роста цен на факторы производства, которые используются в отрасли (сырье, материалы, комплектующие изделия, заработная плата и др.);
значения уровней финансового и производственного рычагов;
инновационные показатели: уровень патентно-лицензионной и изобретательской деятельности, число реализованных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В целях анализа отрасли можно группировать следующим образом:
нарождающиеся отрасли;
растущие, развивающиеся отрасли;
стабильные отрасли;
цикличные отрасли;
увядающие (стареющие) отрасли;
спекулятивные отрасли.
По итогам этого анализа инвестор выбирает отрасль для вложения средств – даже при неблагоприятной общей макроэкономической ситуации можно найти отрасли, куда возможно с выгодой вложить средства.
Четвертый уровень фундаментального анализа – анализ компании-эмитента. Анализ данного вида является наиболее трудоемким и сложным анализом и проводится в двух вариантах: анализ финансовой отчетности предприятия (финансово-экономический анализ) и анализ факторов, определяющих стоимость ценных бумаг компании-эмитента. Информацию, относящуюся к деятельности предприятия необходимо проанализировать за ряд лет (не менее, чем 2-3 последних года). Источники информации для анализа:
официальная отчетность компании;
публикации в прессе;
данные компьютерных информационных систем, баз данных;
выступления руководителей компании;
результаты исследований специализированных организаций (рейтинги компании-эмитента и конкурирующих компаний).
Кроме общепринятых показателей финансового анализа рассчитывают показатели инвестиционной деятельности компании:
финансовый рычаг (отношение величины заемного капитала предприятия к величине собственного капитала (норма 50% и ниже); причем можно исследовать влияние только долгосрочных кредитов, либо взять сумму долгосрочных и краткосрочных кредитов (тогда коэффициент финансового рычага выше);
рентабельность собственного капитала (отношение чистой (нераспределенной прибыли к величине собственного капитала); при этом исследуется динамика (кинетика) этого показателя;
процентное покрытие по облигациям (сумма прибыли до вычета налогов и процентных платежей, отнесенная к сумме процентов по облигациям), при этом надежными считаются облигации, по которым прибыль превышает сумму процентов по облигациям в 3-4 раза, причем данное соотношение должно быть относительно стабильным.
покрытие дивидендов по привилегированным акциям (отношение суммы чистой прибыли к сумме требуемых дивидендов);
покрытие дивидендов по обыкновенным акциям (отношение разности чистой прибыли и дивидендов по привилегированным акция к величине дивидендов по обыкновенным акциям);
коэффициент выплаты дивидендов (отношение выплаты дивидендов на одну обыкновенную акцию к величине прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию);
дивидендный доход (отношение дивидендов на одну обыкновенную акцию к рыночной цене акции);
коэффициент уверенности (отношение рыночной цены акции к прибыли на одну акцию), чем выше этот коэффициент, тем в большей степени инвесторы уверены, что будущие доходы превысят прошлые, и что цены на акции вырастут;
стоимость чистых активов, приходящихся на облигацию (акцию) – сумма чистых активов предприятия, отнесенная к числу выпущенных акций (облигаций).
Таблица – Мультипликаторы, используемые для рыночной оценки предприятий
Показатель | Специфика |
Традиционные (для компаний с низким темпом роста) | |
P/S | Оценивает компанию по продажам. Неинформативен, если прибыльность оцениваемой компании существенно отличается от прибыльности аналога. Однако другие показатели могут быть неприменимы для убыточных компаний |
P/Operating margin | Оценивает компанию по доходности её основных операций. Как правило, используется, когда нет данных для расчета P/EBITDA (амортизация не всегда раскрывается отдельной строкой в отчетности). |
P/EBITDA | Ключевой показатель из показателей доходности. Дает оценку, очищенную от влияния разницы в бухгалтерской амортизации и процентов по кредиту оцениваемой компании и аналога. |
P/EBIT | Оценка с учётом амортизации, но без учёта влияния процентов по кредитам и налога на прибыль Лучше, чем P/E, если по какой-то причине нужно абстрагироваться от влияния налогообложения (например, компания-аналог заплатила единовременные пени и штрафы из чистой прибыли, которые не прогнозируются) |
P/E | Сравнивает компании по чистой прибыли Часто бывает неприменим из-за убытков аналога или оцениваемой компании (применим, когда Е обеих компании положительна) Не учитывает различий в осуществляемых капиталовложениях между оцениваемой компанией и аналогом |
P/CF1 | Дает корректировку на разницу в капитальных вложениях, которую не дает P/E, целесообразность этого – в зависимости от контекста Оценка по реальному денежному потоку, таким образом, нивелируется влияние особенностей бухучёта (применяемого метода амортизации и т.п.), но учитывается влияние движения запасов и т.п. |
P/CF2 | То же, что и предыдущий, но зависит от источников финансирования капитальных вложений (собственные средства и привлечённые), поэтому применим ограниченно |
Для быстрорастущих компаний | |
Р/S/g | Вводит поправку на разные ожидаемые темпы роста между оцениваемой компанией и аналогом Даёт грубую оценку, так как темпы роста предполагаются постоянными и для оцениваемой компании и для аналога на все время до бесконечности, что нереально на практике |
где: P – цена 100% акций компании,
CF – (net) cash flow – чистый денежный поток;
P/CF1 – чистый денежный поток без учёта финансирования,
P/CF2 – чистый денежный поток с учётом финансирования;
g – growth – темп роста (продаж).
- Содержание
- Рынок ценных бумаг и его участники
- 1 Сущность, задачи и функции рынка ценных бумаг
- 2 Виды рынка ценных бумаг
- 3 Структура рынка ценных бумаг
- 4 Участники рынка ценных бумаг
- Ценные бумаги. Операции на рынке ценных бумаг
- 1 Сущность и виды ценных бумаг
- 2 Операции с ценными бумагами
- 1 Понятие и фундаментальные свойства акций
- 2. Оценка акций
- 3. Приобретение и выкуп акций
- Облигации
- 1 Классификация облигаций
- 2 Ценообразование облигаций
- Структура процентных ставок
- Построение кривой процентных ставок
- Методы построения кривой процентных ставок
- 3 Риски облигаций. Дюрация и выпуклость
- Дюрация и выпуклость
- Государственные ценные бумаги
- 1 Виды государственных облигаций
- 2 Участники рынка государственных облигаций. Инфраструктура рынка
- 3 Операции на рынке государственных облигаций
- Международные ценные бумаги
- 1 Сущность международных ценных бумаг и их виды
- 2 Организация выпуска еврооблигаций
- Краткосрочные финансовые инструменты
- 1. Депозитные и сберегательные сертификаты. Цена и доходность депозитных и сберегательных сертификатов
- Цена и доходность депозитных и сберегательных сертификатов
- 2. Векселя. Цена и доходность векселя
- Цена и доходность векселя
- 3. Коммерческие ценные бумаги. Биржевые облигации
- Производные ценные бумаги
- 1. Права на подписку и варранты
- 2. Опционы
- Стоимость опциона
- Использование опционов
- Выпуск опционов
- 3. Фьючерсные контракты
- Основы управления инвестиционным портфелем ценных бумаг
- 1 Понятие портфеля ценных бумаг. Виды портфелей
- Виды портфелей ценных бумаг
- 2 Управление портфелем ценных бумаг
- Методы управления портфелем ценных бумаг
- Способы инвестирования в ценные бумаги
- Основные этапы управления инвестиционным портфелем
- Методы портфельного анализа
- Фундаментальный анализ инвестиционной привлекательности ценных бумаг
- Технический анализ на рынке ценных бумаг
- 1 Технический анализ. Общие положения
- 2 Графический анализ
- Линии поддержки и сопротивления
- 3 Волновая теория Элиота