logo
Лекции РЦБ (1) / Лекции РЦБ

3. Коммерческие ценные бумаги. Биржевые облигации

Коммерческие ценные бумаги представляют собой краткосрочные обязательства выплатить определенную сумму денег в установленный срок взамен полученной суммы, т.е. по существу это краткосрочные, не обеспеченные конкретным имуществом облигации, выпускаемые финансовыми или другими фирмами.

В США такие бумаги выпускаются на срок не более 270 дней, так как бумаги с большим сроком действия должны быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Одна из причин выпуска таких бумаг состоит в том, что во многих случаях легче и дешевле удовлетворить финансовые потребности в краткосрочных средствах путем выпуска ценных бумаг, чем за счет привлечения средств коммерческих банков.

Надежность коммерческих ценных бумаг зависит от кредитного рейтинга выпускающих их компаний, но в любом случае она ниже, чем у государственных и муниципальных облигаций. Однако для инвесторов коммерческие бумаги оказываются привлекательными, так как имеют более высокую доходность по сравнению с государственными и муниципальными облигациями. Кроме того, срок действия коммерческих бумаг может быть точно согласован с требованиями инвестора, в то время как государственные и муниципальные облигации имеют строго фиксированный срок действия, что менее удобно для кредитора. Большинство коммерческих бумаг не имеют широкого вторичного рынка, так что их ликвидность ограничена, а риск потерять средства достаточно высок. Однако многие заемщики заключают с кредиторами соглашение об обратном выкупе бумаги, если покупатель вынужден будет продать ее до окончания срока действия.

Рынок коммерческих бумаг обычно является оптовым рынком.

В США «нормальным» лотом считается 1 млн. долл., хотя сами бумаги часто выпускаются в более мелких номинациях. Большинство коммерческих бумаг покупается нефинансовыми фирмами, поэтому выпуск коммерческих бумаг выступает как метод финансирования одних единиц бизнеса другими, минуя банковскую систему.

В России коммерческие бумаги как таковые не выпускаются, однако их аналогом можно считать так называемые биржевые облигации, выпуск которых стал возможен в связи с внесением в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в июле 2006 г. дополнения – статьи 27.5.2 «Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций» (ФЗ № 138 от 27.07.2006).

Эмиссия этих облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска, без регистрации проспекта облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска при одновременном выполнении следующих условий:

• размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на фондовой бирже;

• эмитентом облигаций является открытое акционерное общество, акции которого котируются на фондовой бирже, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам• эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года;

• облигации дают их владельцам только право на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;

• срок действия облигаций не может превышать один год с даты начала их размещения;

• облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии, который осуществляет депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами;

• оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям может осуществляться только денежными средствами.