logo
Лекции РЦБ (1) / Лекции РЦБ

1 Технический анализ. Общие положения

Предметом исследования технического анализа является изменение динамики биржевых цен в прошлом, чтобы определить – какой она будет в будущем, в то время когда фундаментальный анализ изучает экономические силы спроса и предложения, которые вызывают колебания цен и заставляют их идти вверх и вниз, или оставаться на существующем уровне. Современный технический анализ основан на теории Чарльза Доу.

Первый известный случай записи динамики цен с её последующим анализом приписывается изобретателю метода "японских свечей" Мунехисе Хомма (конец XVIII века). Но основы классического технического анализа, его принципы были впервые изложены в работах Чарльза Доу в конце 1890-х годов. Эти работы были опубликованы в газетных статьях только в 1900-1902 годах. Доу работал на Нью-Йоркской фондовой бирже и использовал свои методы для анализа американского рынка акций. Именно он впоследствии организовал информационную службу Доу-Джонса и газету Wall Street Journal. Для понимания теории Доу необходимо изучить шесть основных постулатов: Цена учитывает все. Согласно теории Доу, любой фактор, способный так или иначе повлиять на спрос или предложение, неизменно найдет свое отражение в цене. Независимо от характера и причин событий, они мгновенно учитываются рынком и отражаются на динамике цен.

На рынке существуют три типа тенденций.

  1. восходящая (бычий тренд) – каждый последующий пик и каждый последующий спад выше предыдущего. Следовательно, восходящая тенденция имеет форму кривой с последовательно возрастающими пиками и спадами.

  2. нисходящая (медвежий тренд) – каждый последующий пик и спад будет ниже, чем предыдущий.

  3. горизонтальная (боковик) тенденция – каждый последующий пик и спад находится примерно на том же уровне, что и предыдущие.

Также Доу выделял три категории тенденций: первичную, вторичную и малую. Наибольшее значение он придавал именно первичной, или основной. Основной тренд длится несколько лет и может быть как «бычьим», так и «медвежьим». Движения второго порядка длятся от нескольких недель до нескольких месяцев и могут идти в противоположном основному тренду направлении. Движения третьего порядка представляют собой колебания с периодом в несколько дней.

Основная тенденция имеет три фазы. Фаза первая, или фаза накопления (accumulation), когда наиболее дальновидные и информированные участники рынка начинают покупать первыми. Вторая фаза наступает, когда к росту цен присоединяются инвесторы, использующие технические методы следования за тенденциями. Цены уже стремительно возрастают, и восприятие данного рынка становится все более оптимистичным. Затем тенденция входит в свою третью, или заключительную фазу, когда в действие вступает широкая публика, и на рынке начинается ажиотаж, подогреваемый средствами массовой информации. Именно в этой стадии те информированные инвесторы, которые покупали во время первой фазы, когда никто не хотел покупать, начинают продавать, когда все, наоборот, стараются купить.

Индексы должны подтверждать друг друга. В оригинале Доу подразумевал промышленный и железнодорожный индексы. По его мнению, любой важный сигнал к повышению или понижению курса на рынке должен пройти в значениях обоих индексов. Другими словами, о начале восходящей тенденции можно говорить только в том случае, если значения обоих индексов перекрыли свои предыдущие промежуточные пики. Если это происходит только с одним индексом, значит говорить о тенденции к повышению курса на рынке рано. Если индексы показывают различную динамику, то это значит, что все еще действует предыдущая тенденция. В настоящее время данный принцип теории Доу выражается в необходимости подтверждения признаков смены тенденции дополнительными сигналами.

Объем торговли должен подтверждать характер тенденции. Объем торговли, по мнению Доу, является чрезвычайно важным фактором для подтверждения сигналов, полученных на ценовых графиках. Если основная тенденция идет вверх, объем возрастает в соответствии с ростом цен. И наоборот, объем уменьшается при падении цен. Если основная тенденция идет на понижение, то все происходит с точностью до наоборот. Однако, нужно отметить, что объем является лишь вторичным индикатором. Сигналы к покупке и продаже, по теории Доу, основываются исключительно на ценах закрытия. Индикаторы объема преследуют одну главную цель – определить, в каком направлении повышается объем. А потом эта информация сравнивается с динамикой цен. Тенденция действует до тех пор, пока не подаст явных сигналов о том, что она изменилась. Это положение, по сути дела, лежит в основе всех аналитических методов следования за тенденцией. Оно означает, что тенденция, начавшая движение, будет стремиться его продолжать. Конечно же, определить сигналы перелома тенденции не так уж просто. Но анализ уровней поддержки и сопротивления, ценовых моделей, линий тренда, скользящих средних значений – все это, в числе прочих технических инструментов, поможет понять, что в динамике существующей тенденции наметился перелом. А с помощью осцилляторов сигналы о том, что тенденция теряет силу, можно получить еще раньше. Вероятность того, что существующая тенденция продолжится, обычно выше, чем вероятность того, что она изменится. На основе прошлого нельзя достоверно предсказать будущее. Технический анализ рассматривает вероятность того, что в данной ситуации будет достигнут определённый результат, - и в некоторых случаях эта вероятность очень высока.

Универсальные принципы технического анализа, описанные Доу, позволяют использовать его для широкого круга инструментов практически на всех рынках, графики могут использоваться для анализа за период времени от минуты до года. Принципы технического анализа легко усвоить, они очень логичны. Современный технический анализ, построенный на принципах Чарльза Доу, представляет собой мощный инструмент прогнозирования возможной динамики цен в будущем. Со времён Доу его дополнили количественной теорией - числа Фибоначчи, лучи Ганна; волновой теорией Эллиота; техническими индикаторами; свечным анализом; методами управления капиталом и снижения рисков и так далее. Но по прежнему его цель, как и сто лет назад, снизить риски потери денег и повысить шансы на успех в торговле.

Методы технического анализа

Графические методы. Под графическими методами анализа понимаются те, в которых для используется исключительно графическое изображение рынка (графики цены, объема) и его графические модели. Это самые простые методы анализа, поскольку они практически не требуют программного обеспечения. Они и появились раньше всех. Сами графические методы разделяются в зависимости от способа построения графика (баровый, японские свечи, кресты-нули и т.д.).

Методы математической аппроксимации. Эти методы появились достаточно давно, но активно развивались только в последние десятилетия, что было связано с развитием компьютерных технологий. Они подразделяются на методы следования за трендом и опережающие методы.

Теории Циклов. В техническом анализе используются ряд теорий циклических колебаний цен. Некоторые из них построены на четком математическом аппарате, некоторые на теории экономических циклов, а некоторые на собственной философии (например, волновая теория Элиота). Существуют даже теории цикличности рынка в зависимости от магнитного поля земли и солнечной активности. Существует также ряд теорий, который трудно перечислить к одной из групп методов технического анализа, такие как фракталы, профиль рынка и т.д. В целом, технический анализ на сегодняшний день является наиболее популярным методом, который по оценке активно используют около 50% трейдеров (остальные 50% используют другие методы: фундаментальный анализ, торговлю на новостях и даже интуицию).