logo
ODKB_otvety_k_ekzamenu

Вопрос 55. Факторинг. Сущность и содержание факторинга. Риски при совершении факторинговых операций. Форфейтинг Факторинг

Факторинг (от англ. factoring или factor – посредник, агент) – вид финансовых услуг, возникший еще в XVI – XVII вв. в виде торгово-посреднических, а позже и кредитных услуг. В современной экономике предоставляется специализированными фактор-фирмами. Суть сделки состоит в приобретении фактор-фирмой права на взыскание долгов с должников до наступления официального срока их оплаты. При этом фактор-фирма выплачивает продавцу (держателю долга) сумму, составляющую 70 – 90 % от суммы причитающегося платежа. Оставшаяся часть суммы платежа перечисляется продавцу после оплаты должником своих обязательств, за вычетом дохода фактор-фирмы. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить причитающиеся ему средства, продолжив нормальный производственный процесс.

Доход, полученный фактор-фирмой, принято называть факторинговой комиссией. Величина ее зависит от ряда параметров:

 величины сложившейся ставки по банковскому кредитованию;

 степени прозрачности данной сделки;

 степень известности компании, чьи обязательства приобретаются фактор-фирмой;

 предполагаемый срок оплаты долговых документов.

Различается несколько видов факторинговых сделок.

  1. Конфиденциальный факторинг (англ. confidentional factoring) заключается в проведении ограниченного круга традиционных финансовых операций со стороны фактор-фирмы своему клиенту: кредитование клиента до момента возврата долга и содействие в получении данного долга

  2. Конвенционный факторинг (англ. conventional factoring) представляет собой финансовую сделку, при которой фактор-фирма принимает на себя исполнение целого набора услуг клиенту, не ограничиваясь лишь кредитованием клиента и содействием в получении долга. Заключив сделку конвенционного факторинга, клиент поручает фактор-фирме проведение бухгалтерского, страхового, кредитного, рекламного, юридического обслуживания, а так же организацию сбыта продукции. Сам клиент, таким образом, ограничивается на вопросах производства продукции.

  3. «Тихий», или «открытый» факторинг представляет собой сделку, по условиям которой клиент получает в фактор-фирме кредит в пределах 80% от суммы выставленных денежных требований своим покупателям на условиях погашения данного кредита после получения расчета. В случае, если покупатель не производит оплату выставленных документов в установленный срок, клиент передает данный платеж факторской фирме для организации принудительного взыскания долга.

В зависимости от вида задолженности различают факторинг поставщика и факторинг покупателя.

  1. Предметом факторинга поставщика является дебиторская задолженность по расчетам с его покупателями. Это наиболее популярная форма факторинга. Покупка долговых обязательств у поставщика позволяет ему разрешить проблему с недостатками денежных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, рационализировать структуру его баланса, снизить риски неплатежа, ускорить денежный оборот.

  1. В основе факторинга покупателя (плательщика) лежит кредиторская задолженность. Договор заключается с предприятием-плательщиком об обязательной оплате факторинговым подразделением день в день всех или специально оговоренных денежных претензий к нему. Смысл данной операции состоит в том, что отсутствие кредиторской задолженности перед поставщиками способствует бесперебойной отгрузке необходимого сырья, топлива и других элементов, необходимых для производства. Появившаяся в результате этих затрат задолженность перед факторинговым подразделением банка погашается путем перевода средств за счет плательщика. Следует отметить, что по сравнению с факторингом поставщика факторинг покупателя является более рисковой операцией, поэтому размер комиссионных, взимаемых за проведение операции, должен быть выше. При данном типе факторинга часто используется прогрессивная процентная ставка для погашения задолженности перед факторинговым отделом.

В некоторых случаях предметом соглашения по факторингу может быть задолженность юридического лица по заработной плате перед работниками. По сути и механизму осуществления такая операция является разновидностью упрощенной формы факторинга плательщика.

Организация факторинговых операций предусматривает несколько этапов:

— формирование факторингового отдела коммерческого банка или специализированной факторинговой компании. В первом случае подразделение банка должно быть достаточно обособленным. Банк наделяет его собственными средствами, величина которых в последующем может увеличиваться за счет прибыли от операций. В состав собственных средств фактор-отдела также входит и резервный (страховой) фонд, предназначенный для экстренного возмещения потребности в средствах по операциям или для компенсации потерь в результате роста риска операций. Кроме того, фактор-отдел привлекает средства юридических и физических лиц, займы, полученные у «родного» банка или других коммерческих банков. Когда же образуется самостоятельная факторинговая компания, то формирование ресурсов определяется ее организационно-правовой формой;

— в штате отдела должны быть разнообразные специалисты: экономисты, специалисты по кредиту, бухгалтеры, специалисты по отраслевым рынкам, экономике предприятия, а также работники службы безопасности банка;

— фактор-отдел вырабатывает требования к клиентам. В частности, при факторинге поставщика клиент должен отвечать следующим критериям: его продукция или услуги, виды работы должны быть высокого качества и пользоваться устойчивым спросом на рынке; производство должно динамично расти и иметь хорошие перспективы; он должен иметь опытный управленческий персонал; хорошую организацию бухгалтерского учета и отчетности; постоянных торговых партнеров на основе договоров; важно отсутствие чрезмерной дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе перед бюджетом и банками;

— определяются характерные признаки лиц и виды задолженности, при наличии которых фактор-отдел от работы отказывается. К их числу относятся: клиенты с низкими платеже- и кредитоспособностью; клиенты, осуществляющие компенсационные или бартерные сделки; предприятия с большим числом мелких дебиторов или высоким уровнем просроченной дебиторской задолженности; клиенты, предлагающие в качестве предмета факто­ринга долговые обязательства физических лиц или требования к бюджетным организациям; предприятия, производящие узкоспециализированную продукцию. Во всех перечисленных случаях риск фактор-отдела резко возрастает и не может быть компенсирован даже повышенным комиссионным вознаграждением;

— разрабатывается типовой договор по факторингу, в котором оговариваются условия соглашения с клиентом: вид факторинга; срок сделки; вид долговых обязательств; предмет договора; размер платы по факторингу; применяемые санкции при нарушении договора; условия прекращения договора (по взаимному соглашению сторон, при неплатежеспособности клиента, по желанию одной из сторон);

— определяются возможные формы факторинга, которые в данных условиях целесообразно предложить клиентам.

Процесс движения кредитных ресурсов при факторинг:

1 — отгрузка продукции, осуществление работ, услуг поставщиком;

2 — продажа долговых обязательств плательщиков факторинговому отделу или компании;

3 — получение кредита в виде оплаты долговых обязательств на дату, установленную в договоре;

4 — погашение кредита, предоставленного клиенту, через оплату обязательств плательщиками.

В мировой практике существуют различные формы факторинга.

По степени информированности других лиц о заключенном между клиентом и факторинговым подразделением договоре различают открытый и закрытый факторинг.

По уровню риска неплатежа можно выделить факторинг с правом регресса и без него.

В ходе факторинговой операции с конкретным клиентом необходимо выделить следующие стадии:

1. Предварительная оценка финансового состояния клиента и его партнеров. Анализу подлежат кредитоспособность самого клиента (на основе его бухгалтерских балансов и отчетности); платежеспособность его должников; качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ, услуг; уровень рентабельности и динамика прибыли; размер и источники формирования оборотных средств клиента, в том числе и собственных.

2. Анализ объема и качества долговых обязательств, представляемых клиентом. Его цель определить число плательщиков клиента и роль каждого из них в обороте его задолженности; вид долговых обязательств и той доли, которая не будет учитываться в факторинговых операциях; наличие сезонных колебаний в объемах производства и продаж у клиента; факты отка­за от платежа по долговым обязательствам и их причины.

3. Определение лимитов кредитования в зависимости от условий оборота средств клиента, уровня риска, потенциальных сроков погашения ссуды, вида факторинга и других факторов. Лимит кредитования определяется прежде всего установленным размером предварительной оплаты (до 80% от суммы долговых обязательств). Однако реальная величина предваритель­ной оплаты при факторинге с правом регресса может уменьшаться с учетом:

— суммы выписанных долговых обязательств по каждому плательщику, превышающей установленные для него пределы;

— средств на покрытие обязательств в связи с отказами от платежа;

— суммы средств по обязательствам, срок которых превысил установленный в договоре период погашения, и др.

4. Расчет платы по факторингу.

5. Заключение договора по факторингу, в котором, кроме условий соглашения, отмечается ответственность клиента за своевременное предоставление фактор-отделу или компании информации о задолженности покупателей, об их финансовом состоянии, оборачиваемости средств в расчетах, а также его обязанность перечислять комиссионное вознаграждение в уста­новленные в договоре сроки. В свою очередь, фактор-отдел или компания обязуются в дого­ворные сроки оплатить передаваемые долговые обязательства и все расходы, связанные с пере­числением средств.

6. Уведомление плательщиков об участии в платежном обороте фактор-отдела банка или компании и изменении реквизитов счета для оплаты долговых обязательств (в случае откры­того факторинга).

7. Информационно-аналитическое сопровождение договора. В соответствии с договором факторинговое подразделение ведет учет платежных операций клиента и периодически представляет ему отчет о состоянии задолженности, причинах ее образования и мероприятия по снижению.

Стороны выполняют свои обязанности в соответствии с договором. При нарушении ус­ловий договора виновная сторона подвергается санкциям и штрафам.

Таким образом, со временем факторинговые операции могут прочно войти в круг услуг коммерческих банков России.

Современное состояние

Объем рынка факторинга по итогам первого полугодия 2010 года составил 200 млрд рублей, показав прирост относительно аналогичного периода прошлого года на 16%. Быстрое падение рынка в 2009 году (на 40%) сменилось медленным восстановлением в 2010−м.

Наибольшие темпы прироста числа уступленных требований в первом полугодии 2010 года показали новички рынка — Альфа-банк и Русская факторинговая компания. Прорыв Альфа-банка связан прежде всего с активизацией работы с ритейлерами, входящими в X5 Retail Group (у Альфа-банка и X5 Retail Group есть общие собственники). На шестую строчку по объемам уступленных требований удалось подняться еще одному новичку рынка — компании «ВТБ Факторинг». Отрицательные темпы прироста продемонстрировали весьма опытные игроки — банки НФК (–12,4%), «Петрокоммерц» (–24,7%), Газпромбанк (–23,5%) и др. Доля лидера — Промсвязьбанка — в первом полугодии 2010 года сократилась на 3,5 п. п. относительно аналогичного периода