logo
шпоры ОДКБ

2. «Германский (европейский) вариант».

СБВ является строго добровольным решением для каждого банка. Государство фактически не участвует в отношениях, возникающих по поводу страхования депозитов. Страхование осуществляется, как правило, органами в рамках общегосударственных банковских ассоциаций, в которые банки объединяются на добровольных началах. Размер ежегодного страхового взноса, условия и размеры страховых выплат определяются каждой ассоциацией самостоятельно.

В соответствии с классификацией принятой Международным валютным фондом все способы страхования банковских вкладов (БВ) условно можно подразделить на две группы:

а) система не выраженных гарантий;

государстве отсутствует нормативное регулирование страхования депозитов, т. е. институт СБВ как таковой не признан. При такой системе не существует специального фонда для страховых выплат, а потому они производятся из средств государственного бюджета, ущемляя тем самым другие его статьи. Подобная система в полном объеме существовала в РФ, пока ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», не был принят. В случае, когда в государстве система гарантий не выражена, получение компенсации по вкладу в обанкротившемся банке дело весьма проблематичное. Получить возмещение потерянных средств в таком случае, возможно только либо в результате процедуры банкротства, либо путем подачи иска о возмещении убытков. Но главная проблема состоит в том, что получение этой компенсации возможно только по истечении длительного времени и связана с неизбежными трудностями связанными с процессом судопроизводства, тогда как одна из задач системы страхования вкладов заключается в том, чтобы пострадавший вкладчик мог получить компенсацию по своему вкладу как можно быстрее.

б) система положительно выраженных гарантий.

она характеризуется наличием специального законодательства, регулирующего этот вопрос, а также нормативно утвержденную процедуру страховых выплат из специально созданного для этих целей (государством, либо самими банками) фонда. Такой механизм принят во всех экономически развитых странах и именно к этой модели теперь перешла и наша страна, после официального введения института страхования вкладов.

Необходимо сказать также, что согласно вышеприведенной классификации МВФ, система невыраженных гарантий является не равноправной альтернативой системе положительно выраженных гарантий, а скорее пороком банковской системы той или иной страны, свидетельствующим о ненормальном развитии экономики государства в целом. А потому страны, где система гарантий депозитов нормативно не урегулирована, подвергаются ограничениям на международном рынке банковских услуг, в том числе и со стороны МВФ.

  1. Экономические основы банковской деятельности

Д-ть банк. учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными вида­ми операций. Они не только организуют денежный оборот и кре­дитные отношения, но и финансируют народное хозяйство, со­вершают куплю-продажу ц.б., а в некоторых случаях осуществляют посреднические сделки и управление имуществом.

Банк как специфическое предприятие производит продукт - товар особого рода в виде денег, платежных средств. По­мимо данного продукта банки предоставляют различного рода услуги, преимущественно денежного характера. Основным продуктом банка в сфере услуг является предоставление кредита. Специфика банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал, т.е. предоставленные взаймы д.с. должны не только совершать кругообо­рот в хозяйстве заемщика, но и возвратиться к своей исходной точке с приращением в виде ссудного % как части вновь созданной стоимости.

Т.о. исходя из сущности банка его можно определить как институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Особенности банковской деятельности:

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере пр-ва (обслуживает производственные потребности).

2. Банк – это в определенном смысле торговый инсти­тут. Не будучи собственником д.с., банк «покупает» их и «продает» другим эк. субъектам. При этом покупка ресурсов происходит по одной цене, а продажа по другой, более дорогой.

3. Банк – это ком. предприятие, его операции совершают­ся на платной основе. За предоставляемые кредиты он получает ссудный %, за расчетные, кассовые и др. операции, выполняемые по поручению своих клиентов, - определенную комиссию.

4. Деятельность банка носит предпринимательский характер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних эк. субъектов начинают работать у других. Благодаря энергии перераспределения капиталов между эк. субъектами, отраслями, территориями и странами банки усиливают производительное движение материальных, трудовых и денежных ресурсов, содействуют реализации различных эк. проектов.

5. Банк – это не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк помогает соблюдать общественные интересы, работает для удовлетворения об­щественных потребностей, при этом банк. д-ть носит не полит., а эк. характер.

  1. Критерии эф-ти работы КБ.

Эффективность банка — это его способность выполнять присущие ему функции вне зав-ти от воздействия внешних и внутренних сил, его способность выполнять свои обязательства перед клиентами и кредиторами, вкладчиками и инвесторами и обеспечивать потребности рынка в различных видах банковских услуг, а также способность приносить прибыль и успешно развиваться в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов.

К критериям эф-ти работы банка можно отнести след. пок-ли:

1) Коэффициент достаточности капитала, показывающий, насколько вложения банка защищены собственным капиталом от кризисной ситуации. - отражающий общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску.

2) Коэффициент общей ликвидности, характеризующий общую ликвидность активов банка.

3) Коэффициент мгновенной ликвидности, показывающий возможность банка покрыть свои обязательства в короткие сроки.

5) Коэффициент прибыльности, позволяющий измерить рентабельность операций банка.

6) Коэффициент качества пассивов, показывающий рискованность пассивов банка.

7) Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий способность банка увеличивать СК за счет прибыли.

8) Коэффициент качества активов, показывающий в какой мере банк использует имеющиеся у него ресурсы для получения дохода.

  1. Планирование деятельности КБ

Банк – это институт, где плановое хоз-во превыше всего, там планируют все. Задача эк.службы сводится к тому, чтобы каждому подразделению сказать – на какие средства оно должно «жить». У вас есть план – что нужно достичь, что для этого нужно делать, какие + и -. Т.е. на все есть свое плановое задание.

На данный момент существует несколько подходов к анализу и планированию деятельности коммерческого банка.

1. “Сатисфакцийный” подход - ориентируется на обработку количественных показателей работы существующих организационных структур и анализ относительных коэффициент деятельности.

Для банка в целом может применяться следующая система показателей:

- Темпы роста прибыли (убытка) за период в результате деятельности;

- Темпы роста валюты баланса; судьба накопленного прибыли в валюте баланса;

- Величина и качество активов;

- Показатели рентабельности;

- Экономические нормативы деятельности, установленные Центральным Банком;

- Основные коэффициенты ликвидности.

Планирование деятельности в сатисфакцийному подходе основано на принципе “от достигнутого” и в основном ориентирован на экстенсивный рост объемов, числа услуг и других показателей.

2. Основой “адаптивного” метода является анализ функций подразделений, при котором тщательном исследовании подлежат действия и операции, проводимые различными службами, и методы взаимных трансакций и взаимодействий. При этом операции подразделений разрабатываются с учетом конкретных целей и подвергаются количественные оценки, а сами подразделении переструктуровуються. Таким образом приняты оптимальные решения являются скорее организационными, поскольку касаются фнкциональнои структуры банка. Основной математический метод, который применяется, является исследование операций.

Проведение управленческого анализа разбивается на три основных этапа:

1. Происходит группировка банковских услуг и операций по принципу сферы предоставления и осуществления, финкциональному деления, месту выполнения и общей клиентской базы. Происходит наиболее важный и необходимый анализ рентабельности отдельных услуг и операций.

2. На втором этапе сгруппированные комплексы услуг и операций локализуются в организационной структкри банка. Формируются центры ответственности (центры прибыли). В ходе анализа рассчитываются основные показатели деятельности центров ответственности: конечный рибуток, объемы привлеченных и размещения средств, окупаемость инвестиционных проектов центра.

3. Общую сумму дохода, заработанного банком, необходимо распределить, во-первых, по осуществляемым отдельным операциям и услугам, во-вторых, по функциональным подразделениям. Прибыль перераспределяется до уплаты налогов, т.е. учитываются все возможные доходы и расходы.

  1. Бизнес-план: назначение, содержание, требования органов банковского надзора.

Бизнес - план является документом на ближайшие 2 календарных года, содержащим предполагаемую программу действий КО, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты д-ти, и позволяющим Банку России оценить:

а) способность КО обеспечить фин. стабильность, выполнять пруденциальные нормы д-ти и обязательные резервные требования, соблюдать требования зак-ва по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;

б) способность КО к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;

в) адекватность системы управления КО принимаемым рискам.

Бизнес - план КО должен отражать следующую информацию:

- общая информация о кредитной организации;

- цели, задачи, рыночная политика кредитной организации;

- система управления кредитной организации;

- учредители (участники) кредитной организации и группы лиц;

- обеспечение деятельности кредитной организации;

- иные существенные показатели, которые, по мнению КО, необходимы для раскрытия основных целей бизнес - плана.