2. «Германский (европейский) вариант».
СБВ является строго добровольным решением для каждого банка. Государство фактически не участвует в отношениях, возникающих по поводу страхования депозитов. Страхование осуществляется, как правило, органами в рамках общегосударственных банковских ассоциаций, в которые банки объединяются на добровольных началах. Размер ежегодного страхового взноса, условия и размеры страховых выплат определяются каждой ассоциацией самостоятельно.
В соответствии с классификацией принятой Международным валютным фондом все способы страхования банковских вкладов (БВ) условно можно подразделить на две группы:
а) система не выраженных гарантий;
государстве отсутствует нормативное регулирование страхования депозитов, т. е. институт СБВ как таковой не признан. При такой системе не существует специального фонда для страховых выплат, а потому они производятся из средств государственного бюджета, ущемляя тем самым другие его статьи. Подобная система в полном объеме существовала в РФ, пока ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», не был принят. В случае, когда в государстве система гарантий не выражена, получение компенсации по вкладу в обанкротившемся банке дело весьма проблематичное. Получить возмещение потерянных средств в таком случае, возможно только либо в результате процедуры банкротства, либо путем подачи иска о возмещении убытков. Но главная проблема состоит в том, что получение этой компенсации возможно только по истечении длительного времени и связана с неизбежными трудностями связанными с процессом судопроизводства, тогда как одна из задач системы страхования вкладов заключается в том, чтобы пострадавший вкладчик мог получить компенсацию по своему вкладу как можно быстрее.
б) система положительно выраженных гарантий.
она характеризуется наличием специального законодательства, регулирующего этот вопрос, а также нормативно утвержденную процедуру страховых выплат из специально созданного для этих целей (государством, либо самими банками) фонда. Такой механизм принят во всех экономически развитых странах и именно к этой модели теперь перешла и наша страна, после официального введения института страхования вкладов.
Необходимо сказать также, что согласно вышеприведенной классификации МВФ, система невыраженных гарантий является не равноправной альтернативой системе положительно выраженных гарантий, а скорее пороком банковской системы той или иной страны, свидетельствующим о ненормальном развитии экономики государства в целом. А потому страны, где система гарантий депозитов нормативно не урегулирована, подвергаются ограничениям на международном рынке банковских услуг, в том числе и со стороны МВФ.
Экономические основы банковской деятельности
Д-ть банк. учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но и финансируют народное хозяйство, совершают куплю-продажу ц.б., а в некоторых случаях осуществляют посреднические сделки и управление имуществом.
Банк как специфическое предприятие производит продукт - товар особого рода в виде денег, платежных средств. Помимо данного продукта банки предоставляют различного рода услуги, преимущественно денежного характера. Основным продуктом банка в сфере услуг является предоставление кредита. Специфика банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал, т.е. предоставленные взаймы д.с. должны не только совершать кругооборот в хозяйстве заемщика, но и возвратиться к своей исходной точке с приращением в виде ссудного % как части вновь созданной стоимости.
Т.о. исходя из сущности банка его можно определить как институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.
Особенности банковской деятельности:
1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере пр-ва (обслуживает производственные потребности).
2. Банк – это в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником д.с., банк «покупает» их и «продает» другим эк. субъектам. При этом покупка ресурсов происходит по одной цене, а продажа по другой, более дорогой.
3. Банк – это ком. предприятие, его операции совершаются на платной основе. За предоставляемые кредиты он получает ссудный %, за расчетные, кассовые и др. операции, выполняемые по поручению своих клиентов, - определенную комиссию.
4. Деятельность банка носит предпринимательский характер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних эк. субъектов начинают работать у других. Благодаря энергии перераспределения капиталов между эк. субъектами, отраслями, территориями и странами банки усиливают производительное движение материальных, трудовых и денежных ресурсов, содействуют реализации различных эк. проектов.
5. Банк – это не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк помогает соблюдать общественные интересы, работает для удовлетворения общественных потребностей, при этом банк. д-ть носит не полит., а эк. характер.
Критерии эф-ти работы КБ.
Эффективность банка — это его способность выполнять присущие ему функции вне зав-ти от воздействия внешних и внутренних сил, его способность выполнять свои обязательства перед клиентами и кредиторами, вкладчиками и инвесторами и обеспечивать потребности рынка в различных видах банковских услуг, а также способность приносить прибыль и успешно развиваться в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов.
К критериям эф-ти работы банка можно отнести след. пок-ли:
1) Коэффициент достаточности капитала, показывающий, насколько вложения банка защищены собственным капиталом от кризисной ситуации. - отражающий общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску.
2) Коэффициент общей ликвидности, характеризующий общую ликвидность активов банка.
3) Коэффициент мгновенной ликвидности, показывающий возможность банка покрыть свои обязательства в короткие сроки.
5) Коэффициент прибыльности, позволяющий измерить рентабельность операций банка.
6) Коэффициент качества пассивов, показывающий рискованность пассивов банка.
7) Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий способность банка увеличивать СК за счет прибыли.
8) Коэффициент качества активов, показывающий в какой мере банк использует имеющиеся у него ресурсы для получения дохода.
Планирование деятельности КБ
Банк – это институт, где плановое хоз-во превыше всего, там планируют все. Задача эк.службы сводится к тому, чтобы каждому подразделению сказать – на какие средства оно должно «жить». У вас есть план – что нужно достичь, что для этого нужно делать, какие + и -. Т.е. на все есть свое плановое задание.
На данный момент существует несколько подходов к анализу и планированию деятельности коммерческого банка.
1. “Сатисфакцийный” подход - ориентируется на обработку количественных показателей работы существующих организационных структур и анализ относительных коэффициент деятельности.
Для банка в целом может применяться следующая система показателей:
- Темпы роста прибыли (убытка) за период в результате деятельности;
- Темпы роста валюты баланса; судьба накопленного прибыли в валюте баланса;
- Величина и качество активов;
- Показатели рентабельности;
- Экономические нормативы деятельности, установленные Центральным Банком;
- Основные коэффициенты ликвидности.
Планирование деятельности в сатисфакцийному подходе основано на принципе “от достигнутого” и в основном ориентирован на экстенсивный рост объемов, числа услуг и других показателей.
2. Основой “адаптивного” метода является анализ функций подразделений, при котором тщательном исследовании подлежат действия и операции, проводимые различными службами, и методы взаимных трансакций и взаимодействий. При этом операции подразделений разрабатываются с учетом конкретных целей и подвергаются количественные оценки, а сами подразделении переструктуровуються. Таким образом приняты оптимальные решения являются скорее организационными, поскольку касаются фнкциональнои структуры банка. Основной математический метод, который применяется, является исследование операций.
Проведение управленческого анализа разбивается на три основных этапа:
1. Происходит группировка банковских услуг и операций по принципу сферы предоставления и осуществления, финкциональному деления, месту выполнения и общей клиентской базы. Происходит наиболее важный и необходимый анализ рентабельности отдельных услуг и операций.
2. На втором этапе сгруппированные комплексы услуг и операций локализуются в организационной структкри банка. Формируются центры ответственности (центры прибыли). В ходе анализа рассчитываются основные показатели деятельности центров ответственности: конечный рибуток, объемы привлеченных и размещения средств, окупаемость инвестиционных проектов центра.
3. Общую сумму дохода, заработанного банком, необходимо распределить, во-первых, по осуществляемым отдельным операциям и услугам, во-вторых, по функциональным подразделениям. Прибыль перераспределяется до уплаты налогов, т.е. учитываются все возможные доходы и расходы.
Бизнес-план: назначение, содержание, требования органов банковского надзора.
Бизнес - план является документом на ближайшие 2 календарных года, содержащим предполагаемую программу действий КО, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты д-ти, и позволяющим Банку России оценить:
а) способность КО обеспечить фин. стабильность, выполнять пруденциальные нормы д-ти и обязательные резервные требования, соблюдать требования зак-ва по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;
б) способность КО к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;
в) адекватность системы управления КО принимаемым рискам.
Бизнес - план КО должен отражать следующую информацию:
- общая информация о кредитной организации;
- цели, задачи, рыночная политика кредитной организации;
- система управления кредитной организации;
- учредители (участники) кредитной организации и группы лиц;
- обеспечение деятельности кредитной организации;
- иные существенные показатели, которые, по мнению КО, необходимы для раскрытия основных целей бизнес - плана.
- 1. Банковская система России: состояние и проблемы развития.
- 1) Содержит два блока:
- 3. Особенности взаимоотношений коммерческих банков с цб рф.
- 4. Организация и функции службы внутреннего контроля в кб
- 5. Роль и функции кб в современной экономике
- 6. Проблемы гарантирования вкладов населения в России.
- 7. Зарубежный опыт гарантирования вкладов населения.
- 1. «Американский вариант».
- 2. «Германский (европейский) вариант».
- 12, Организационно-функциональная структура коммерческого банка.
- 13, Тенденции развития ресурсной базы коммерческих банков.
- 15, Фонды банка: назначение, порядок формирования и использования.
- 16. Собственный капитал банка: понятие, структура, функции, методы оценки.
- 18, 20, 21, 22. Виды банковских депозитов: общая и сравнительная характеристика
- 23.Понятие и экономическая характеристика основных недепозитных источников ресурсов.
- 1. Ценные бумаги:
- 2. Получение займов на межбанковском рынке
- 24, 104. Структура активов коммерческого банка. Активы кб:
- 25,. Особенности маркетинговой деятельности в банке
- 26. Механизм ценообразования в банковской сфере. Факторы, влияющие на ценообразование
- 30.,32 Методы оценки кредитоспособности юридических лиц
- 1) Оценка кредитоспособности банковских заемщиков на основе финансовых коэффициентов
- 3) Оценка кредитоспособности на основе анализа делового риска
- 31.33. Методы оценки кредитоспособности физических лиц
- 35,. Формы обеспечения возвратности кредита, сфера их применения.
- 36. Содержание современного залогового механизма, действующего в рф.
- 37. Гарантии и поручительства третьих лиц. Факторы, определяющие эф-ть использования гарантий и поручительств.
- 38. Правовая основа и организация цессии как форма обеспечения возвратности кредита.
- 39. Содержание кредитного договора. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентами.
- 40. Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды.
- 41. Управление риском концентрации кредитного портфеля. Требования органов банковского надзора к уровню кредитного риска.
- 42. Работа банка с проблемными кредитами.
- 43, Порядок формирования и использования резерва на покрытие убытков по ссудам. Положение и указание
- 44. Специфика и преимущества овердрафта.
- 45. Механизм кредитования с использованием кредитной линии.
- 46. Кредиты до востребования.
- 47, Консорциальные кредиты.
- 48. Кредитование инвестиционных проектов
- 49. Ипотечное кредитование
- 50. Мбк
- 51. Рефинансирование
- 52. Операции коммерческого банка с ценными бумагами.
- 1. Учет векселей
- 2. Выдача ссуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей
- 3. Инкассирование векселей
- 53. Порядок регулирования банковской деятельности на рынке ценных бумаг.
- 54,. Виды ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками, их характеристика
- 1. Эмиссия акций и облигаций.
- 2. Выпуск векселей.
- 3. Эмиссия депозитных и сберегательных сертификатов.
- 55. Операции коммерческих банков с государственными ценными бумагами.
- 1. Инвестиционные операции с облигациями государственного сберегательного займа (огсз).
- 56. Операции коммерческих банков с корпоративными ценными бумагами
- 1. Составляющие системного риска:
- 2. Составляющие несистемного риска:
- 57. Операции коммерческих банков с производными финансовыми инструментами: хеджирование рисков, арбитраж и спекуляция.
- 58. Управление банковским портфелем ценных бумаг
- 5. Уменьшение налогооблагаемой базы.
- 59. Порядок формирования и использования резерва, созданного под обесценение ценных бумаг
- 60. Понятие и виды брокерских операций коммерческого банка на первичном и вторичном рынке
- 61. Классификация и содержание банковских операций с валютными ценностями
- 62. Расчеты документарными аккредитивами как форма международных расчетов.
- 63. Банковский перевод как форма международных расчетов.
- 64,. Документарное инкассо как форма международных расчетов.
- 65. Конверсионные операции банков
- 66. Банк как агент валютного контроля
- 67,. Управление банковским валютным портфелем
- 68. Оценка и управление валютным риском. Требования органов банковского надзора
- 69. Операции кб с драг.Металлами и драг.Камнями
- 70. Рко банковских клиентов
- 71. Основы безналичного платежного оборота и его принципы.
- 72. Порядок открытия и использования счетов в банке.
- 73. Организация расчетов платежными поручениями (пп).
- 74. Организация расчетов чеками.
- 77. Кругооборот наличных денег. Установление лимита
- 78. Организация поступления наличных денег в кассы банка
- 79. Порядок получения из касс наличных денег
- 80. Кассовая дисциплина и контроль за ее соблюдением
- 81. Составление банками кассового прогноза
- 83. Корреспондентские отношения банков. Организация межбанковских расчетов.
- 82. Операции банков с пластиковыми карточками
- 84. Лизинг
- 85. Трастовые операции банка
- 86. Факторинг (из лекций, классификация не полностью) и форфейтинг
- 87. Депозитарные операции
- 89, 91, 92, Ликвидность и платежеспособность банка, факторы их определяющие
- 1) Финансовых коэффициентов, исчисляемых по балансам и отражающих ликвидность баланса;
- 2) Определения потребности в ликвидных средствах с учетом анализа оборотов по активам и пассивам баланса банка в соответствующих периодах.
- 95. Оценка и управление процентными рисками
- 96. Внебалансовый риск
- 100. План санации (финансового оздоровления) кредитной организации
- 98, 107. Анализ прибыли и прибыльности банковской деятельности
- 102. Анализ деятельности коммерческого банка
- 103. Анализ пассивных операций коммерческого банка
- 1. Формирование собственного капитала (16)
- 2. Формирование привлеченных ресурсов
- 105, 97. Анализ доходов коммерческого банка и их источники
- 106, 97. Анализ расходов коммерческого банка