logo
шпоры ОДКБ

82. Операции банков с пластиковыми карточками

Механизм действия системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карт и включает в себя операции, осу­ществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банков­ского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.

Пластиковая карта — обобщающий термин, который обозначает все виды карт, разных по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, а также по техническим возможностям и организациям, их выпускающим.

Важнейшая особенность всех пластиковых карт, независи­мо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в раз­ных прикладных программах. Карта может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским удо­стоверением, использоваться для оплаты телефонных перегово­ров и т.д. В сфере денежного обращения пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

В настоящее время более 200 стран используют пластико­вые карты в платежном обороте. Это позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой технологической революции в банковском деле. Именно пластиковые карты в ряде случаев выступают ключе­вым элементом электронных банковских (и других) систем. Они «вышли на передовые позиции» в организации денежного обо­рота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытес­няя чеки и чековые книжки.

Все пластиковые карты, предназначенные для расчетов, могут подразделяться на личные и корпоративные. Банки вы­дают личные карты частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа их кредитной ис­тории и открытия ими текущего счета в этом банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карты выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение после анализа их платежеспособности. Пользоваться корпоративными картами могут сотрудники организации, получившие карту.

Банк заинтересован работать с картами исходя из следую­щих соображений:

Что касается менее приятной стороны «карточного» биз­неса, то для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с картами (вступление в уже суще­ствующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспе­чение, налаживание связей с магазинами и т.д.).

Высокие затраты, а также подчас слабое развитие совре­менных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание клиентов — владельцев пластиковых карт, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточные про­екты в российских условиях весьма рискованными.

Карты бывают дебетовые и кредитовые. Дебетовые – снять наличные, произвести оплату товаров. Кредитовые – возможность получение кредита на определенный срок. Устанавливается лимит кредитования.

Существуют внутренние (рублевые) и валютные карты. При оплате товара зарубежном рублевые карты проходят конвертацию, обычно чуть выше курса ЦБ. Для избегания такой ситуации – мультивалютные карты.

Появляются новые карты, где участвуют три субъекта: платежная система (Visa и т.д.), банк и третья организация, напр., Аэрофлот. На эту карту могут зачисляться бонусы.

Карточная система должна сократить время обращаемости денег, т.к. переводы в безналичном порядке. Операции по пластиковым картам прозрачны, можно легко контролировать расходы.

Проблемы:

1. низкий охват

2. мошенничество – возможность подделки.