logo
шпоры ОДКБ

73. Организация расчетов платежными поручениями (пп).

ПП является распоряжение владельца счета (плательщика), оформленное расчетным документом, обслуживающему его банку, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Оно исполняется банком в срок, предусмотренный зак-вом или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

С помощью ПП могут производиться перечисления д.с.: за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; в целях погашения банковских ссуд и процентов по ним; и в других целях, предусмотренных зак-вом или договором.

ПП банк принимает независимо от наличия средств на счете плательщика. При их отсутствии или недостаточности ПП помещаются в картотеку расчетных документов, не оплаченные в срок. При этом на лицевой стороне ПП в правом углу прописывается отметка о постановке в картотеку с указанием даты. По мере поступления средств эти поручения оплачиваются по частям согласно установленной очередности на основании платежного ордера, применяемого также при изменении реквизитов кредитных организаций, их клиентов.

Порядок осуществления расчетов платежным поручением:

1. Возникают обязательства плательщика перед получателем по оплате определённой суммы д.с.

2. Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк 4 экземпляра ПП о переводе д.с. получателю.

3. Банк плательщика списывает с его банковского счёта сумму платежа, ставит на ПП отметку об исполнении и передаёт четвёртый его экземпляр плательщику.

4. Банк плательщика переводит сумму платежа в банк получателя и передаёт ему второй и третий экземпляры ПП. Первый экземпляр с подписями и печатью плательщика и с отметкой об исполнении остаётся в банке плательщика и подшивается в документы дня.

5. Банк получателя зачисляет полученные д.с. на счёт получателя, ставит отметку об исполнении на полученных экземплярах ПП и передаёт один из них получателю, а другой подшивает в документы дня.

Расчеты ПП имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, возможность для плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму не только в расчетах по хозяйственным сделкам, но и по операциям нетоварного характера. Недостаток – отсутствие для поставщика гарантии получения платежа по причине отсутствия средств на счете плательщика. Именно по этому расчеты ПП за товары и услуги в нашей стране в значительной части осуществляются в порядке предварительной оплаты.