logo
шпоры ОДКБ

106, 97. Анализ расходов коммерческого банка

Расход – это использование (затраты) денежных средств на про­изводственную (банковскую) и непроизводственную (небанковскую) деятельность.

Группировка расходов банка осуществляется аналогично группи­ровке доходов, для того чтобы можно было оценить финансовый ре­зультат и уровень прибыльности по каждому из направлений деятель­ности банка. Обычно расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:

1.Операционные расходы:

  1. Процентные расходы.

  2. Комиссионные расходы.

  3. Расходы по операциям на финансовых рынках (затраты на приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.п.).

  4. Прочие операционные расходы.

  1. Расходы по обеспечению функционирования деятельности банка.

  2. Прочие расходы.

Операционные расходы - расходы, непосредственно связанные с выполнением банковских операций. Их можно также назвать пря­мыми или переменными расходами, так как их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.

Структура расходов у коммерческого банка иная, чем у произ­водственного предприятия: наибольшую часть расходов обычного коммерче­ского банка составляют затраты на привлечение средств, а точнее, плата за их использование. Так как эта плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными.

У универсального коммерческого банка, активно занимающегося кредитной деятельностью, доля процентных расходов может состав­лять около 70% всех его затрат. Однако этот показатель индивидуален для каждого конкретного банка. Величина процентных расходов и их доля в общей массе расходов существенно зависят от структуры пассивов банка, а именно от доли в них платных обязательств. Наиболее дорогими для банков являются, как правило, вклады населения и межбанковские кредиты. Относительно большие проценты банки вы­плачивают также по депозитам юридических лиц и выпущенным дол­говым обязательствам (облигациям, процентным векселям и депозит­ным сертификатам). Самыми дешевыми для банка считаются средст­ва на расчетных и текущих счетах юридических лиц, а также на счетах до востребования физических лиц. Чем больше доля этих средств в структуре обязательств банка, тем меньше величина и доля процент­ных расходов и тем больше прибыль банка.

Рост доли процентных расходов банка среди общего их объема, как правило, свидетельствует либо о неблагоприятном состоянии конъюнктуры рынков, на которых банк приобретает кредитные ре­сурсы, либо об ухудшении конкурентной позиции банка на этих рын­ках. Нормальным считается рост процентных расходов, когда он со­провождается адекватным ростом процентных доходов. Идеально для банка, когда темп роста процентных доходов опережает рост процент­ных расходов или когда в условиях снижения процентных ставок пла­та за привлечение средств снижается быстрее, чем доход от их разме­щения.

Комиссионные расходы: деятельность банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера сопряжена, главным образом, с расходами по оплате услуг посреднических организаций (центрального банка, банков-корреспондентов, бирж, клиринговых палат и т.п.). Обычно плата за их услуги взимается в форме комиссии от суммы совершаемой операции.

Существуют и другие расходы, также непосредственно связанные с конкретными банковскими операциями. Это такие расходы, как различные налоги с оборота (например, налог на покупку иностран­ной валюты), почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов и др. Эти затраты называют прочими операционными расходами.

Расходы па обеспечению деятельности банка

К этой группе относят расходы, которые связаны с обеспечением функционирования банка, но не могут быть прямо отнесены на конк­ретную операцию.

Состав расходов по статьям:

1) расходы на персонал (оплата труда, премии, материальная помошь, предоставление сотрудникам различных льгот, расходы по охране труда др.);

  1. расходы на здания и помещения (аренда, ремонт и эксплуатация помещений, коммунальные платежи, налоги на зем­лю, на имущество, расходы на охрану помещений и т.п.);

  2. расходы по оснащению рабочих мест (приобретение, ремонт, содержание и обслуживание банковского оборудования);

  3. расходы на рекламу и стимулирование сбыта;

  4. расходы на информационное обеспечение деятельности банка (покупка и подписка периодических изданий, специальной литерату­ры);

  5. расходы на связь и телекоммуникации;

  1. транспортные расходы;

  1. прочие расходы по обеспечению деятельности банка (расходы на аудиторские проверки, организацию собраний акционеров и др.).

Принцип – важно, чтобы доля этих расходов в общем объеме расходов банка не росла (в оба. – можно, в относ. - нет). Основная доля сокращения затрат приходится именно сюда.

Прочие расходы

По аналогии с доходами к категории прочих расходов относят случайные затраты, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Иначе их можно назвать расходами на покрытие рисков в деятельно­сти банка. Эти расходы либо не включаются в смету затрат банка, либо в смете предусматривается определенная сумма на непредвиден­ные расходы исходя из уровня, сложившегося за предыдущие перио­ды. Прочие расходы являются нежелательным элементом расходов, их возникновение чаще всего связано с ошибками или преднамерен­ными нарушениями сотрудниками банка договоров и законодатель­ства, просчетами в кредитной политике банка, недостатками в управ­лении кредитной организацией.

К прочим расходам относятся:

Во избежание существенного роста прочих расходов банки дол­жны направлять определенные средства на создание резервов для по­крытия сомнительных и убыточных операций, а также формировать резервный фонд. Это позволит избежать убытков в случае возникно­вения серьезных рисков.