logo
otvety_na_gosy_3_razdel

18. Организационные структуры управления банком. Стратегический план банка, основные

этапы его формирования. Конкурентная стратегия банка.

Организационная структура банка определяется двумя основными моментами — структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.

Основным (высшим) органом управления коммерческого банка является собрание акционеров (пайщиков) банка. Высший орган управления коммерческого банка реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы, которые целиком подотчетны ему.

Председатель правления банка избирается высшим органом управления банка и является членом его исполнительного органа.

Контрольный орган банка должен контролировать деятельность банка через исполнительные органы, директора банка, кредитные и другие специальные службы и представлять самостоятельный отчет и свои предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности банка.

Для общего руководства работой банка, а также наблюдения и контроля за работой правления и ревизионной комиссии банка собрание акционеров избирает совет банка (правление) обычно со сроком полномочий до 5 лет. Члены совета из своего состава большинством голосов выбирают председателя совета банка и его заместителей.

При совете (правлении) банка обычно создаются два комитета: кредитный и ревизионный.

Можно считать, что в любом КБ присутствуют следующие организационные структурные элементы: Правление банка---подразделение автоматизации банковских работ---б/у и отчетности- --маркетинга и аналитических исследований ---стратегического развития--- трастовых операций--- краткосрочного кредитования и расчетов---долгосрочного кредитования и инвестиций---депозитов и ц/б ---по работе с вкладами населения.

Организационное построение банка должно обеспечивать тесное взаимодействие всех звеньев управлений, четкое разделение труда и строгую регламентацию работы каждого сотрудника

Стратегический план это важнейший результат стратегического планирования, отражающий общую миссию организации и конкретные стратегии ее реализации по всем направлениям уставной деятельности. Он разрабатывается руководством и ведущими специалистами компании по стандартной технологии, определенной методологией стратегического планирования.

Основные этапы формирования:

1) стратегическое видение;

2)выбор миссии организации;

3) определение стратегических целей;

4) анализ исходного состояния рынка. Задача этого этапа – сбор исходной информации, необходимой для формирования стратегии рыночного развития.

5) оценка факторов макро- и микросреды. Целью данной оценки является прогнозирование будущего состояния организации, разработка стратегий, нейтрализующих действие неблагоприятных для нее факторов.

6) оценка угроз и возможностей. Основной задачей данного этапа является выявление воздействующих на стратегию организации факторов, открывающих для нее новые рыночные возможности или таящих внешнюю опасность.

7) выбор стратегии рыночного поведения. Его целью выступает выбор стратегической модели, на основании которой организация будет в дальнейшем строить свои отношения с конкурентами, клиентами, другими деловыми партнерами. Существует три варианта стратегий рыночного поведения финансово-кредитной организации: стратегия роста; стратегия ограниченного роста; стратегия сокращения.

Стратегия роста предполагает ускоренное развитие организации на соответствующем сегменте рынка на основе агрессивной конкурентной политики.

Стратегия сокращения предполагает уменьшение обслуживаемого организацией сегмента рынка в процессе реализации ей пассивной конкурентной политики.

Стратегия ограниченного роста предполагает поступательное, т.е. относительно медленное и тщательно просчитанное развитие кредитной организации на соответствующем рынке на основе наступательной конкурентной политики.

8) возможные коррективы стратегического плана в процессе его разработки.

9)определение ожидаемых финансовых результатов. На завершающем этапе разработки просчитываются основные финансовые параметры (контрольные цифры), на которые организация должна «выйти» в случае успешной реализации стратегического плана. Они носят прогнозный характер.

Банковская конкуренция это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

Конкурентная стратегия – совокупность правил, которым должен следовать банк для достижения и долгосрочности поддержания конкурентоспособности.

Конкурентная стратегия подразделяется на следующие стратегии:

1. корпоративная – разрабатывается непосредственно для банка

2. деловая – разрабатывается для каждой деловой сферы, выделенной банком

3. функциональная – стратегия для обособленности функционирования подразделений (производство, сбыт, финансы)

4. оперативная – формируется для обособленных подразделений банка (филиалы, представительства, управления)

Корпоративные банковские стратегии:

1. стратегия лидерства – применяется в сфере массовых услуг для населения

2. стратегия дифференциации – в банковском секторе она может применятся в сфере услуг для предприятий и индивидуальных услуг для населения при выведении на рынок новых услуг

3. стратегия фокусирования – сосредоточение на узком рынке (группа покупателей, группа товаров и услуг, стратегия специализированных финансово-кредитных институтов)