logo
otvety_na_gosy_3_razdel

20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.

Конкурентоспособность банковского продукта.

Банковский маркетинг – деятельность на рынке банковских продуктов и услуг с целью удовлетворения потребностей клиентов и обеспечения рентабельной деятельности банка.

Принципы банковского маркетинга: учет конъюнктуры рынка; разработка стратегии развития банка, приспособление товаров и услуг к требованиям рынка, использование разнообразных контактов с клиентами для формирован спроса на банк продукты, нацеленность на выраженный результат.

Основные задачи маркетинга в банке:

1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.

2. Гарантирование ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержания общественного имиджа банка.

3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банкам. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.

4. Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка.

Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:

I этап. Сбор информации о состоянии рынка .

II этап. Определение маркетинговой стратегии .

III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга

IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности.

Банк маркетинг состоит из:

1) сбор инфо о рынке и разработка стратегии банка,

2) определение видов предлагаемых продуктов и услуг,

3) организация сбыта банковских услуг и продуктов.

По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на:

1) Активный маркетинг проявляется в широкой рекламе, использовании ср-в связи и коммуникаций для популяризации банковской деятельности (телемаркетинг, проведение конференций, опрос широких групп населения)

2) Пассивный маркетинг - публикации в прессе о положении банка, выгодах от определенных его услуг и т.д.

Специфической чертой маркетинговой деятельности банка выступает широкая гамма факторов, которые постоянно приходится держать под контролем: денежный оборот и кредитные отношения на макро- и микро-уровнях, наличие немалого риска при выполнении денежных операций, вытекающего из сложного переплетения действий многочисленных внутренних и внешних обстоятельств, и другие.

Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.

Банковская услуга – специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.

Банковский продукт - это результат деятельности КО, предлагаемый в качестве товара на различных сегментах банковского рынка.

Отличительной чертой таких товаров является нематериально-денежный характер.

Традиционные продукты - кредитные, депозитные, расчетные, инвестиционные. Дополнительные – инкассация, перевозка документов, расчет и управление рисками. Нетрадиционные - доверительное управление, лизинг, выдача гарантий.

При анализе влияния покупателей банковских услуг очень важное значение имеет сегментация банковского рынка, предполагающая выявление в общей массе потенциальных потребителей банковских услуг относительно обособленных сегментов — целевых групп клиентов, на которых должны быть сконцентрированы сбытовые усилия банка.

Под сегментом понимается часть рынка (регион, группа потребителей, группа товаров или услуг), которую можно охарактеризовать общими признаками. В основе сегментации могут лежать самые различные признаки: правовые, экономические, географические, демографические, поведенческие и др.

Наиболее фундаментальной является сегментация рынка в зависимости от юридического статуса клиентов (институциональная сегментация), предполагающая выделение рынков услуг для предприятий (юридических лиц) и населения (физических лиц).

При сегментации по экономическому положению на рынке юридических лиц учитываются размер предприятия, сфера деятельности, число работающих и т.д., на рынке физических лиц — их имущественное положение.

В качестве единиц географической сегментации могут выступать страны, большие регионы, административно-территориальные единицы — от республики в составе Федерации до городского района.

Сегментация по объемам покупок (объемная сегментация) подразделяет потребителей на лиц, пользующихся банковскими услугами очень часто, часто, редко и не пользующихся вообще. С точки зрения маркетинговой стратегии это важно, потому что позволяет определить потребности этих групп и причины их различия, а также наметить пути их удовлетворения.

Конкурентоспособность банковского продукта.

Банковская конкуренция это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

Если конкуренция на рынке конкретных банковских услуг велика, банку приходиться идти на снижение цен на услуги, что бы устоять. Введение технических новшеств и повышения качества оказываемых услуг делает КБ более конкурентоспособным.

Состояние банковской конкуренции в современных условиях российского рынка характеризуется следующими тенденциями:

1. Резкое усиление конкурентной борьбы между различными участниками рынка.

2. Ориентация на сохранение и расширение клиентской базы.

3. Ориентация банков на расширенное обслуживание физических лиц с учетом индивидуального подхода.

4. Повышение качества услуг и их привлекательности для клиентов.

5. Усиление неценовой конкуренции на фоне гибкого, эластичного и мобильного применения процентных ставок и платы за услуги.

6. Внедрение современных технических средств и банковских технологий.

7. Совершенствование сис-мы управления персоналом и повышение требований к квалификации кадров.

8. Стремление к снижению стоимости услуг и увеличению денежных поступлений, включая комиссии за услуги.

9. Ориентация на улучшение имиджа кредитного учреждения.

10. Ориентация на управление и совершенствование расчетов, осуществляя списание зачисление денег в течение одного дня.

11. Активное стремление крупных российских банков проникнуть на рынки промышленно развитых стран, получить доступ к более дешевым денежным ресурсам.

Усиление банковской конкуренции и повышение требований клиентов к банковским услугам приводят к тому, что все большее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают маркетинговые стратегии, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе.