20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
Конкурентоспособность банковского продукта.
Банковский маркетинг – деятельность на рынке банковских продуктов и услуг с целью удовлетворения потребностей клиентов и обеспечения рентабельной деятельности банка.
Принципы банковского маркетинга: учет конъюнктуры рынка; разработка стратегии развития банка, приспособление товаров и услуг к требованиям рынка, использование разнообразных контактов с клиентами для формирован спроса на банк продукты, нацеленность на выраженный результат.
Основные задачи маркетинга в банке:
1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.
2. Гарантирование ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержания общественного имиджа банка.
3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банкам. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.
4. Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка.
Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:
I этап. Сбор информации о состоянии рынка .
II этап. Определение маркетинговой стратегии .
III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности.
Банк маркетинг состоит из:
1) сбор инфо о рынке и разработка стратегии банка,
2) определение видов предлагаемых продуктов и услуг,
3) организация сбыта банковских услуг и продуктов.
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на:
1) Активный маркетинг проявляется в широкой рекламе, использовании ср-в связи и коммуникаций для популяризации банковской деятельности (телемаркетинг, проведение конференций, опрос широких групп населения)
2) Пассивный маркетинг - публикации в прессе о положении банка, выгодах от определенных его услуг и т.д.
Специфической чертой маркетинговой деятельности банка выступает широкая гамма факторов, которые постоянно приходится держать под контролем: денежный оборот и кредитные отношения на макро- и микро-уровнях, наличие немалого риска при выполнении денежных операций, вытекающего из сложного переплетения действий многочисленных внутренних и внешних обстоятельств, и другие.
Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
Банковская услуга – специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.
Банковский продукт - это результат деятельности КО, предлагаемый в качестве товара на различных сегментах банковского рынка.
Отличительной чертой таких товаров является нематериально-денежный характер.
Традиционные продукты - кредитные, депозитные, расчетные, инвестиционные. Дополнительные – инкассация, перевозка документов, расчет и управление рисками. Нетрадиционные - доверительное управление, лизинг, выдача гарантий.
При анализе влияния покупателей банковских услуг очень важное значение имеет сегментация банковского рынка, предполагающая выявление в общей массе потенциальных потребителей банковских услуг относительно обособленных сегментов — целевых групп клиентов, на которых должны быть сконцентрированы сбытовые усилия банка.
Под сегментом понимается часть рынка (регион, группа потребителей, группа товаров или услуг), которую можно охарактеризовать общими признаками. В основе сегментации могут лежать самые различные признаки: правовые, экономические, географические, демографические, поведенческие и др.
Наиболее фундаментальной является сегментация рынка в зависимости от юридического статуса клиентов (институциональная сегментация), предполагающая выделение рынков услуг для предприятий (юридических лиц) и населения (физических лиц).
При сегментации по экономическому положению на рынке юридических лиц учитываются размер предприятия, сфера деятельности, число работающих и т.д., на рынке физических лиц — их имущественное положение.
В качестве единиц географической сегментации могут выступать страны, большие регионы, административно-территориальные единицы — от республики в составе Федерации до городского района.
Сегментация по объемам покупок (объемная сегментация) подразделяет потребителей на лиц, пользующихся банковскими услугами очень часто, часто, редко и не пользующихся вообще. С точки зрения маркетинговой стратегии это важно, потому что позволяет определить потребности этих групп и причины их различия, а также наметить пути их удовлетворения.
Конкурентоспособность банковского продукта.
Банковская конкуренция это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Если конкуренция на рынке конкретных банковских услуг велика, банку приходиться идти на снижение цен на услуги, что бы устоять. Введение технических новшеств и повышения качества оказываемых услуг делает КБ более конкурентоспособным.
Состояние банковской конкуренции в современных условиях российского рынка характеризуется следующими тенденциями:
1. Резкое усиление конкурентной борьбы между различными участниками рынка.
2. Ориентация на сохранение и расширение клиентской базы.
3. Ориентация банков на расширенное обслуживание физических лиц с учетом индивидуального подхода.
4. Повышение качества услуг и их привлекательности для клиентов.
5. Усиление неценовой конкуренции на фоне гибкого, эластичного и мобильного применения процентных ставок и платы за услуги.
6. Внедрение современных технических средств и банковских технологий.
7. Совершенствование сис-мы управления персоналом и повышение требований к квалификации кадров.
8. Стремление к снижению стоимости услуг и увеличению денежных поступлений, включая комиссии за услуги.
9. Ориентация на улучшение имиджа кредитного учреждения.
10. Ориентация на управление и совершенствование расчетов, осуществляя списание зачисление денег в течение одного дня.
11. Активное стремление крупных российских банков проникнуть на рынки промышленно развитых стран, получить доступ к более дешевым денежным ресурсам.
Усиление банковской конкуренции и повышение требований клиентов к банковским услугам приводят к тому, что все большее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают маркетинговые стратегии, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе.
- 3 Раздел
- 1. Банковская система России: отличительные черты, этапы формирования, структура и
- 2. Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «о
- 3. Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков.
- Экономические нормативы, устанавливаемые цб рф:
- 4. Платежная система России. Структура платежного оборота.
- 5. Организация безналичных расчетов в рф.
- 6. Система межбанковских расчетов.
- 7. Кассовые операции банков.
- 8. Ресурсы банка. Собственный капитал банка. Управление капиталом
- 9. Пассивные операции банков. Депозитные операции и депозитная политика банков.
- 10. Баланс банка. Структура баланса, особенности учета активных и пассивных операций.
- 11. Активные операции банка. Управление активами банка.
- 12. Кредит: сущность, функции и формы.
- 13. Условия кредитного договора. Порядок оформления кредита. 97
- 14. Кредитные риски и способы их снижения. Управление кредитными рисками в условиях
- 15. Кредитная политика банка. Управление кредитным портфелем банка.
- 16. Финансовый менеджмент в кредитной организации: сущность и содержание.
- 17. Финансовые результаты деятельности кредитной организации. Показатели эффективности
- 18. Организационные структуры управления банком. Стратегический план банка, основные
- 19. Управление персоналом в крупной кредитной организации: принципы, структура, служба
- 20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
- 21. Банковские риски. Управление банковскими рисками. 134
- 22. Ликвидность банка. Показатели ликвидности. Управление ликвидностью банка.
- 23. Валютные операции российских банков. Валютное регулирование и валютный контроль. Формы международных расчетов по экспортно-импортным операциям.
- 24. Банковские операции с ценными бумагами.
- 25. Оценка кредитоспособности заёмщика.
- 26. Вексель и операции банка с векселями.
- 27. Лизинг и лизинговые операции банков.
- 28. Ипотека. Ипотечное кредитование и его особенности в современной России.
- 29. Факторинг и факторинговые операции банков.
- 30. Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика банка. Управление фондовым портфелем банка.