logo
ризик - екзамен

Неблагоприятный отбор и моральный риск

Есть рынки (например, рынок подержанных автомобилей) на которых качество конкретного экземпляра товара покупатель может определить с трудом, зато оно неплохо известно продавцу. Рыночная цена едина и не зависит от качества. Чем больше доля некачественных товаров, тем ниже цена, а чем ниже цена, тем менее выгодно продавать качественные товары. Такой процесс может закончиться полным вытеснением качественных товаров с рынка. Разрушение рынка при несимметричной информированности называют неблагоприятным отбором. Следующий пример иллюстрирует это явление.

Пример 8.1 (Модель Акерлова) Пусть, для простоты, качество бывает всего двух градаций: хорошее ("груша") или плохое ("лимон"45), есть один тип покупателей и один тип продавцов. Каждый продавец знает, "лимон" или "грушу" он продает, полезность в деньгах сохранения лимона у себя равна I, а груши — д > I.

Полезность лимона для типичного покупателя равна I' > I, а груши — д' > д, причем покупатель узнает только в процессе использования, лимон или грушу он купил. Он знает только вероятность р, попадания лимона среди всех продаж, соответственно вероятность попадания груши есть I — /л. Соответственно, если покупатель нейтрален к риску, то цена р, которую он заплатил бы за покупку не превышает р < р' = (1 — Іл}д' jjil'. Если окажется, что эта цена не ниже резервной цены груши д, то можно ожидать, что в равновесии происходит торговля и лимонами и грушами.

Если же р' < д, то никто из продавцов не вынесет на продажу груши, оставив их у себя, хотя их потенциальная полезность у покупателя выше, что приводит к неоптимальности. Действите

льная вероятность /л' =^ А* появления лимонов среди продаж станет выше. Когда покупатели узнают об этом по опыту, резервная цена покупателей еще более понизится. Такой рынок разрушается. Заметьте: если продавцы тоже не знают, лимон или грушу они продают, и являются, как и покупатели, нейтральными к риску, то торговля сохранится, и равновесие будет Парето-оптимальным, так что добавление информации (несимметричное) ухудшает положение!

На рынке, описываемом некоторым вариантом модели Акерлова ситуация меняется, если возможно посредничество. Пусть есть эксперты по грушами и лимонами, которые могут, затратив с денежных единиц, отличить их. Посредники либо торгуют сами, либо дают платные советы. Если посредники дорожат "маркой фирмы" (репутацией), то оценивают товар достоверно. Перед потребителем выбор: покупать "кота в мешке" самому или заплатить за совет специалиста (либо покупать товары у посредников).

Еще одним возможное решением проблемы асимметричности информации является гарантия. В момент совершения сделки покупатель не может определить качество товара, но это качество выявляется в процессе использования. Продавцу хорошего товара выгодно взять на себя обязательство замены или ремонта некачественного товара. Наличие гарантии служит сигналом для покупателя, что этот товар хороший.

Сигнализированием называют действия владельцев лучшего товара, направленные на информирование покупателей о качестве товара. Сигнал должен быть такой, чтобы владельцам "лимонов" было бы трудно произвести его.

Пример 8.2 (Сигналы на рынке труда) Пусть есть только две категории работников: "способные" (Н) и "неспособные" (L). Первые для нанимателя характеризуются производительностью ан а вторые — аь < ан дохода на единицу зарплаты. Предполагается, что выяснение качества работника занимает много времени и увольнение затруднено, поэтому модель Акерлова остается в силе. Работники могут просигнализировать о своем качестве, проучившись xi > 0 лет, причем для "способного" это легче и составит снхн > 0 затрат, а для "неспособного" — CLXL, CL > сн.

Задача нанимателя — установить некоторое пороговое значение в х* лет учебы, которое разделяло бы тех, кому после найма следует платить низкую зарплату (WL), и тех, кому платить высокую (WH). В результате при некоторых параметрах "способные" станут учиться х* лет, а "неспособные" — 0 лет, то есть учеба как способ сигнализирования оправдает себя. Равновесие не будет Парето -оптимальным: поскольку в модели игнорирована реальная польза от учебы, то учеба носит чисто рекламный характер, поэтому снхн > 0 — чистые потери.

В модели Акерлова перед владельцем товара стоит только выбор продавать или не продавать товар. Ситуация усложняется, если продавец сам является производителем товара и может повлиять на его качество. Здесь появляется другой эффект — моральный риск (moral hazard) . Его можно показать на примере гарантий. Фирме, дающей гарантию, трудно отличить, вызвано ли повреждение товара его плохим качеством при покупке или действиями покупателя. Покупатель поэтому, имея гарантию, может обращаться с товаром менее аккуратно.

Другой пример морального риска — страхование. Часто трудно определить, вызван ли страховой случай случайностью или небрежностью и даже намеренными действиями страхуемого. Например, если дом застрахован от пожара на сумму большую его стоимости, то существует опасность, что владелец дома сам его подожжет с целью получения страховки.