15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его реализации и перспективы совершенствования
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.
Принципы:
1)законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней;
2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3)обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4)наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных методов регулирования бюджетов;
5)самостоятельность и равноправие каждого бюджета, выражающееся в самостоятельности бюджетного процесса
Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отеношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Взаимоотношения бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами строятся на использовании единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Регулирующие доходы - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.
К регулирующим доходам относят:
-трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
-дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
-субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
-субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.
Основным каналом предоставления финансовой помощи из федерального бюджета является Фонд финансовой поддержки регионов. Важнейшим направлением развития бюджетного федерализма в 1999-2001гг. стало совершенствование распределения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов-субъектов РФ (ФФПР). В результате выработана новая методика распределения, в соответствии с которой, размер трансферта зависит от величины рассчитываемых по всем субъектам РФ удельных (душевых) валовых налоговых ресурсов (ВНР). Они приводятся к сопоставимому виду посредством формулы:
ВНРiпр=(а*ИНПi)/ИБРi, где
ВНРiпр – приведенные удельные валовые налоговые ресурсы i-го субъекта федерации, а - прогнозируемый на год средний уровень налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения; ИНПi – индекс налогового потенциала i-го субъекта РФ; ИБРi – индекс бюджетных расходов i-го субъекта РФ.
Определение размера трансфертов проводится в два этапа. Первая часть ФФПР (80% от общего объема) распределяется между субъектами РФ, для которых приведенные удельные ВНР меньше среднероссийского показателя, пропорционально их отклонениям от этого уровня.
На втором этапе оставшиеся 20% общего объема ФФПР распределяются между наименее обеспеченными субъектами федерации так, чтобы довести бюджетную обеспеченность этих территорий до одного и того же, максимально возможного при данном объеме ФФПР, уровня. В результате общая величина трансфертов таким субъектам РФ складывается их двух частей.
Методикой предусмотрено также выделение субъектам РФ в пределах рассчитанных сумм трансфертов целевых средств на закупку и доставку продукции в районы с ограниченными сроками завоза и на компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и Архангельской области.
Таким образом, основу методики составляет определение для каждого субъекта РФ индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР).
Через Фонд софинансирования социальных расходов должны предоставляться (на долевой основе) средства, обусловленные соблюдением в субъектах Федерации определенных параметров финансирования приоритетных расходов.
Существующий Фонд компенсаций включает в себя установленные федеральными законами социальные пособия и льготы. Он обеспечивает на всей территории страны социальные гарантии незащищенным слоям населения.
Дополнительным элементом механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития, предназначенный для поддержки инвестиционных программ и проектов и Фонд реформирования региональных финансов, средства которого планируется предоставлять на конкурсной основе регионам, выполнившим заявленные программы бюджетных реформ.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Перечень вопросов Экономическая теория
- Финансы
- Финансы предприятий
- Финансовый менеджмент
- Налоги и налогообложение
- Деньги, Кредит, Банки
- Учёт и операционная деятельность в банках
- Рынок ценных бумаг и биржевое дело
- 1.Экономические системы. Смешанная экономика и её модели
- 2. Механизм функционирования рыночной экономики: теория спроса и предложения
- 3. Производство и его ресурсы
- 4. Совершенная конкуренция и поведение фирмы
- 5. Безработица: формы, причины, последствия
- 6. Экономический рост и факторы его определяющие
- 7. Теории международной торговли. Международное разделение труда и других ресурсов
- 8. Проблемы и противоречия, возникающие в условиях формирования рыночной экономики
- Переходность как состояние мирового сообщества
- 9. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Их роль в расширенном воспроизводстве
- 10. Финансовый рынок. Его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 11. Управление финансами. Государственные органы управления финансами
- 12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции
- 13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев
- 14. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его реализации и перспективы совершенствования
- 16. Бюджетные полномочия органов государственной власти
- 17. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов
- 18. Государственные кредиты и займы. Управление государственным долгом
- 19. Состав и структура региональных финансов. Региональная финансовая политика
- 20. Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и использования
- 21. Финансы страховой сферы
- 22. Финансовая политика государства в современных условиях хозяйствования
- 23. Финансовые отношения и принципы их организации. Финансовый механизм управления предприятием и функции финансовой службы
- 24. Классификация расходов предприятия. Состав и планирование расходов на производство и реализацию продукции
- 25. Формирование и использование доходов предприятия. Методы планирования выручки от реализации продукции
- 26. Экономическое содержание и виды прибыли. Методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли
- 27. Состав и структура оборотных средств предприятия, источники их формирования. Определение потребности предприятий в оборотных средствах, эффективность их использования
- 28. Инвестиционная деятельность предприятия. Особенности инвестиционной политики предприятия на современном этапе
- 29. Экономическое содержание и методы оценки основного капитала. Источники финансирования прямых инвестиций. Амортизация основных фондов
- 30. Экономическое содержание и состав нематериальных активов. Источника приобретения нематериальных активов и особенности начисления амортизации
- 31. Банкротство предприятий и критерии оценки их неплатёжеспособности
- 32. Сущность и виды финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетирование)
- 33. Базовые концепции финансового менеджмента. Основные прогнозно-аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте
- 34. Источники средств предприятия и методы финансирования. Управление структурой и стоимостью капитала
- 35. Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов
- 36. Экономическая сущность налогов
- 37. Налоговая политика государства
- 38. Налоговая система Российской Федерации
- 39. Косвенные налоги и их характеристика
- 40. Прямые налоги и их характеристика
- 41. Органы налогового контроля
- 42. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
- 43. Налогообложение физических лиц
- 44. Рынок ссудных капиталов. Структура рынка ссудных капиталов по временному и институциональному признакам. Рынок ссудных капиталов в рф
- Рынок ссудных капиталов
- 45. Кредит: понятие и функции. Кредитные отношения. Роль кредита в рыночной экономике
- 46. Активные операции коммерческих банков и их классификация
- 47. Денежно-кредитная политика: понятие, виды, инструменты, механизм функционирования
- 48. Понятие денежного обращения. Наличный и безналичный оборот. Закон денежного обращения
- 49. Деньги: сущность, функции и виды. Роль денег в рыночной экономике
- 50. Коммерческие банки: понятие, функции, операции и виды. Коммерческие банки рф
- 51. Центральный банк и особенности его функционирования. Проблемы независимости центральных банков. Центральный банк рф
- 52. Денежные реформы и антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией
- 53. Кредитные операции коммерческих банков. Виды ссуд, выдаваемых коммерческим банком. Кредитный договор
- 54. Платежная система и ее элементы. Механизм функционирования платежной системы
- 55. Пассивные операции коммерческих банков. Классификация депозитов. Преимущества и недостатки различных видов депозитов
- 56. Платность кредита. Ссудный процент и его функции. Взаимодействие ссудного процента с ценой, кредитом и налогами. Ролловер
- 57. Денежная масса и ее структура в России и в индустриальных странах. Денежная база
- 58. Специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения
- 59. Пассивные операции коммерческих банков. Собственные средства банков. Недепозитные источники привлечения ресурсов
- 60. Ссудный капитал: понятие, функции и особенности. Отличие ссудного капитала от простого
- 61. Коммерческий банк. Организационная структура коммерческого банка. Функции и операции коммерческого банка
- 62. Бухгалтерский учёт расчётов клиентов банка в наличной и безналичной формах
- 63. Валютные операции банка и особенности их бухгалтерского учёта
- 64. Операции банков с ценными бумагами и их отражение по счетам бухгалтерского учёта
- 65. Организация и порядок учёта депозитных операций коммерческого банка
- 66. Учёт кредитных операций коммерческого банка и их документальное оформление
- 67. Ценные бумаги и их виды
- 68. Рынок ценных бумаг. Функции и участники
- 69. Инвестиционная деятельность коммерческих банков