13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев
Понятие “финансовая система” является развитием более общего понятия “финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности.
Первые три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Второе звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Они имеют строго целевое назначение - расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение в их состав входят :
Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций
Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей.
Фонд социального страхования создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федерального бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.
Фонд отделения медицинского страхования финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального объема медицинских услуг гражданам РФ на всей территории государства. ФФОМС осуществляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхования. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование объектов здравоохранения, находящихся на территории.
Децентрализованные внебюджетные фонды создаются для решения территориальных, межотраслевых задач:
Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-исследовательских работ. Источником формирования являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.
Государственный фонд конверсий- источником служат бюджетные ассигнования . Средства направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции
Фонд содействия развития малых форм предпринимательства.
Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финансовых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Используя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.
Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.
Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от них зависит фин. состояние государственных финансов Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга РФ.
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, специальных органов финансового контроля.
Министерство финансов разрабатывает и контролирует финансовую политику страны, поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, использование государственных инвестиций.
Контрольно – ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя жесткий контроль за поступлением и использованием государственных средств.
Государственная налоговая служба – обеспечивает единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.
Органы налоговой полиции - обеспечивают экономическую безопасность РФ и укрепляют дисциплину в области налогообложения, выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.
Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют территориальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.
Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др. органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.
К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.
- Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе хозяйственной деятельности; стратегический предполагает разработку решений по использованию финансовых ресурсов
Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, устанавливает достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Перечень вопросов Экономическая теория
- Финансы
- Финансы предприятий
- Финансовый менеджмент
- Налоги и налогообложение
- Деньги, Кредит, Банки
- Учёт и операционная деятельность в банках
- Рынок ценных бумаг и биржевое дело
- 1.Экономические системы. Смешанная экономика и её модели
- 2. Механизм функционирования рыночной экономики: теория спроса и предложения
- 3. Производство и его ресурсы
- 4. Совершенная конкуренция и поведение фирмы
- 5. Безработица: формы, причины, последствия
- 6. Экономический рост и факторы его определяющие
- 7. Теории международной торговли. Международное разделение труда и других ресурсов
- 8. Проблемы и противоречия, возникающие в условиях формирования рыночной экономики
- Переходность как состояние мирового сообщества
- 9. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Их роль в расширенном воспроизводстве
- 10. Финансовый рынок. Его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 11. Управление финансами. Государственные органы управления финансами
- 12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции
- 13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев
- 14. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его реализации и перспективы совершенствования
- 16. Бюджетные полномочия органов государственной власти
- 17. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов
- 18. Государственные кредиты и займы. Управление государственным долгом
- 19. Состав и структура региональных финансов. Региональная финансовая политика
- 20. Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и использования
- 21. Финансы страховой сферы
- 22. Финансовая политика государства в современных условиях хозяйствования
- 23. Финансовые отношения и принципы их организации. Финансовый механизм управления предприятием и функции финансовой службы
- 24. Классификация расходов предприятия. Состав и планирование расходов на производство и реализацию продукции
- 25. Формирование и использование доходов предприятия. Методы планирования выручки от реализации продукции
- 26. Экономическое содержание и виды прибыли. Методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли
- 27. Состав и структура оборотных средств предприятия, источники их формирования. Определение потребности предприятий в оборотных средствах, эффективность их использования
- 28. Инвестиционная деятельность предприятия. Особенности инвестиционной политики предприятия на современном этапе
- 29. Экономическое содержание и методы оценки основного капитала. Источники финансирования прямых инвестиций. Амортизация основных фондов
- 30. Экономическое содержание и состав нематериальных активов. Источника приобретения нематериальных активов и особенности начисления амортизации
- 31. Банкротство предприятий и критерии оценки их неплатёжеспособности
- 32. Сущность и виды финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетирование)
- 33. Базовые концепции финансового менеджмента. Основные прогнозно-аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте
- 34. Источники средств предприятия и методы финансирования. Управление структурой и стоимостью капитала
- 35. Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов
- 36. Экономическая сущность налогов
- 37. Налоговая политика государства
- 38. Налоговая система Российской Федерации
- 39. Косвенные налоги и их характеристика
- 40. Прямые налоги и их характеристика
- 41. Органы налогового контроля
- 42. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
- 43. Налогообложение физических лиц
- 44. Рынок ссудных капиталов. Структура рынка ссудных капиталов по временному и институциональному признакам. Рынок ссудных капиталов в рф
- Рынок ссудных капиталов
- 45. Кредит: понятие и функции. Кредитные отношения. Роль кредита в рыночной экономике
- 46. Активные операции коммерческих банков и их классификация
- 47. Денежно-кредитная политика: понятие, виды, инструменты, механизм функционирования
- 48. Понятие денежного обращения. Наличный и безналичный оборот. Закон денежного обращения
- 49. Деньги: сущность, функции и виды. Роль денег в рыночной экономике
- 50. Коммерческие банки: понятие, функции, операции и виды. Коммерческие банки рф
- 51. Центральный банк и особенности его функционирования. Проблемы независимости центральных банков. Центральный банк рф
- 52. Денежные реформы и антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией
- 53. Кредитные операции коммерческих банков. Виды ссуд, выдаваемых коммерческим банком. Кредитный договор
- 54. Платежная система и ее элементы. Механизм функционирования платежной системы
- 55. Пассивные операции коммерческих банков. Классификация депозитов. Преимущества и недостатки различных видов депозитов
- 56. Платность кредита. Ссудный процент и его функции. Взаимодействие ссудного процента с ценой, кредитом и налогами. Ролловер
- 57. Денежная масса и ее структура в России и в индустриальных странах. Денежная база
- 58. Специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения
- 59. Пассивные операции коммерческих банков. Собственные средства банков. Недепозитные источники привлечения ресурсов
- 60. Ссудный капитал: понятие, функции и особенности. Отличие ссудного капитала от простого
- 61. Коммерческий банк. Организационная структура коммерческого банка. Функции и операции коммерческого банка
- 62. Бухгалтерский учёт расчётов клиентов банка в наличной и безналичной формах
- 63. Валютные операции банка и особенности их бухгалтерского учёта
- 64. Операции банков с ценными бумагами и их отражение по счетам бухгалтерского учёта
- 65. Организация и порядок учёта депозитных операций коммерческого банка
- 66. Учёт кредитных операций коммерческого банка и их документальное оформление
- 67. Ценные бумаги и их виды
- 68. Рынок ценных бумаг. Функции и участники
- 69. Инвестиционная деятельность коммерческих банков