22. Финансовая политика государства в современных условиях хозяйствования
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых у него ресурсов. В ходе мобилизации денежных средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию.
Финансово-бюджетная политика государства определяется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования, контрольно-счетных органов
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.
Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов. В систему фин. планов входят:
-перспективные фин. планы;
-сводные фин. балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.
Перспективное планирование на всех уровнях осуществляется в целях:
*обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;
*прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
*прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
*определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержаться данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.
Сводный финансовый баланс –это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный фин. баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Сводный фин. баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Минфина РФ на основе макроэкономических показателей.
Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлено рядом факторов:
1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории по экономическому и социальному развитию;
2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий;
3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и использованного на данной территории. Это позволяет иметь более полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.
Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
*достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
*точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
*сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
*повысить качество бюджетного планирования;
*скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
*концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;
*изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
*наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
*осуществлять контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
*активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
*добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование. Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. не более чем на год.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы методы:
1) метод экстраполяции – переложение опыта, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Он пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета.
2) метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и н/х;
3) одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии надежность, которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей.
Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль.
Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на таких показателях как: рост населения и изменения его структуры, оказывающее влияние на развитие отраслей местного хозяйства, а следовательно на развитие территориальных бюджетов. Большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.
Демографическое прогнозирование позволяет определить направления использования средств, т.е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства. 1) Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населения описывается уравнениями: y=a0 + a1x и y= ax3,
где у – объем территориальных бюджетов, х – численность населения административно-территориальной единицы.
В первом случае использована линейная модель, во втором – параболическая.
Можно спрогнозировать величину расходов на просвещение и здравоохранение. Для этого используется многофакторная линейная модель: у=ах1 + ах2, где у- расходы на социально-культурные мероприятия,, х1- расходы на просвещение, х2 – расходы на здравоохранение.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Перечень вопросов Экономическая теория
- Финансы
- Финансы предприятий
- Финансовый менеджмент
- Налоги и налогообложение
- Деньги, Кредит, Банки
- Учёт и операционная деятельность в банках
- Рынок ценных бумаг и биржевое дело
- 1.Экономические системы. Смешанная экономика и её модели
- 2. Механизм функционирования рыночной экономики: теория спроса и предложения
- 3. Производство и его ресурсы
- 4. Совершенная конкуренция и поведение фирмы
- 5. Безработица: формы, причины, последствия
- 6. Экономический рост и факторы его определяющие
- 7. Теории международной торговли. Международное разделение труда и других ресурсов
- 8. Проблемы и противоречия, возникающие в условиях формирования рыночной экономики
- Переходность как состояние мирового сообщества
- 9. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Их роль в расширенном воспроизводстве
- 10. Финансовый рынок. Его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 11. Управление финансами. Государственные органы управления финансами
- 12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции
- 13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев
- 14. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его реализации и перспективы совершенствования
- 16. Бюджетные полномочия органов государственной власти
- 17. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов
- 18. Государственные кредиты и займы. Управление государственным долгом
- 19. Состав и структура региональных финансов. Региональная финансовая политика
- 20. Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и использования
- 21. Финансы страховой сферы
- 22. Финансовая политика государства в современных условиях хозяйствования
- 23. Финансовые отношения и принципы их организации. Финансовый механизм управления предприятием и функции финансовой службы
- 24. Классификация расходов предприятия. Состав и планирование расходов на производство и реализацию продукции
- 25. Формирование и использование доходов предприятия. Методы планирования выручки от реализации продукции
- 26. Экономическое содержание и виды прибыли. Методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли
- 27. Состав и структура оборотных средств предприятия, источники их формирования. Определение потребности предприятий в оборотных средствах, эффективность их использования
- 28. Инвестиционная деятельность предприятия. Особенности инвестиционной политики предприятия на современном этапе
- 29. Экономическое содержание и методы оценки основного капитала. Источники финансирования прямых инвестиций. Амортизация основных фондов
- 30. Экономическое содержание и состав нематериальных активов. Источника приобретения нематериальных активов и особенности начисления амортизации
- 31. Банкротство предприятий и критерии оценки их неплатёжеспособности
- 32. Сущность и виды финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетирование)
- 33. Базовые концепции финансового менеджмента. Основные прогнозно-аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте
- 34. Источники средств предприятия и методы финансирования. Управление структурой и стоимостью капитала
- 35. Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов
- 36. Экономическая сущность налогов
- 37. Налоговая политика государства
- 38. Налоговая система Российской Федерации
- 39. Косвенные налоги и их характеристика
- 40. Прямые налоги и их характеристика
- 41. Органы налогового контроля
- 42. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
- 43. Налогообложение физических лиц
- 44. Рынок ссудных капиталов. Структура рынка ссудных капиталов по временному и институциональному признакам. Рынок ссудных капиталов в рф
- Рынок ссудных капиталов
- 45. Кредит: понятие и функции. Кредитные отношения. Роль кредита в рыночной экономике
- 46. Активные операции коммерческих банков и их классификация
- 47. Денежно-кредитная политика: понятие, виды, инструменты, механизм функционирования
- 48. Понятие денежного обращения. Наличный и безналичный оборот. Закон денежного обращения
- 49. Деньги: сущность, функции и виды. Роль денег в рыночной экономике
- 50. Коммерческие банки: понятие, функции, операции и виды. Коммерческие банки рф
- 51. Центральный банк и особенности его функционирования. Проблемы независимости центральных банков. Центральный банк рф
- 52. Денежные реформы и антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией
- 53. Кредитные операции коммерческих банков. Виды ссуд, выдаваемых коммерческим банком. Кредитный договор
- 54. Платежная система и ее элементы. Механизм функционирования платежной системы
- 55. Пассивные операции коммерческих банков. Классификация депозитов. Преимущества и недостатки различных видов депозитов
- 56. Платность кредита. Ссудный процент и его функции. Взаимодействие ссудного процента с ценой, кредитом и налогами. Ролловер
- 57. Денежная масса и ее структура в России и в индустриальных странах. Денежная база
- 58. Специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения
- 59. Пассивные операции коммерческих банков. Собственные средства банков. Недепозитные источники привлечения ресурсов
- 60. Ссудный капитал: понятие, функции и особенности. Отличие ссудного капитала от простого
- 61. Коммерческий банк. Организационная структура коммерческого банка. Функции и операции коммерческого банка
- 62. Бухгалтерский учёт расчётов клиентов банка в наличной и безналичной формах
- 63. Валютные операции банка и особенности их бухгалтерского учёта
- 64. Операции банков с ценными бумагами и их отражение по счетам бухгалтерского учёта
- 65. Организация и порядок учёта депозитных операций коммерческого банка
- 66. Учёт кредитных операций коммерческого банка и их документальное оформление
- 67. Ценные бумаги и их виды
- 68. Рынок ценных бумаг. Функции и участники
- 69. Инвестиционная деятельность коммерческих банков