17. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные. Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др. Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.
Пенсионный Фонд (ПФ) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Средства фонда формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Средства ПФР используются на выплату: пенсий: по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим; пособий : на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам.
Фонд социального страхования (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Средства ФСС образуется за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ; прочих доходов. Средства фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (содержание санаториев, оздоровительных лагерей); создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Территориальные ФОМС в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции: аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования , проводимого страховыми медицинскими учреждениями; проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. Федеральный ФОМС: осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; организует разработки нормативно - методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона; вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование; осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования; участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования; осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы; аккумулирует финансовые средства Федерального фонда. Источники Федерального и территориального ФОМС: часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ; взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольные взносы; доходы от использования временно свободных финансовых средств; нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов; средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Перечень вопросов Экономическая теория
- Финансы
- Финансы предприятий
- Финансовый менеджмент
- Налоги и налогообложение
- Деньги, Кредит, Банки
- Учёт и операционная деятельность в банках
- Рынок ценных бумаг и биржевое дело
- 1.Экономические системы. Смешанная экономика и её модели
- 2. Механизм функционирования рыночной экономики: теория спроса и предложения
- 3. Производство и его ресурсы
- 4. Совершенная конкуренция и поведение фирмы
- 5. Безработица: формы, причины, последствия
- 6. Экономический рост и факторы его определяющие
- 7. Теории международной торговли. Международное разделение труда и других ресурсов
- 8. Проблемы и противоречия, возникающие в условиях формирования рыночной экономики
- Переходность как состояние мирового сообщества
- 9. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Их роль в расширенном воспроизводстве
- 10. Финансовый рынок. Его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 11. Управление финансами. Государственные органы управления финансами
- 12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции
- 13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев
- 14. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его реализации и перспективы совершенствования
- 16. Бюджетные полномочия органов государственной власти
- 17. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов
- 18. Государственные кредиты и займы. Управление государственным долгом
- 19. Состав и структура региональных финансов. Региональная финансовая политика
- 20. Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и использования
- 21. Финансы страховой сферы
- 22. Финансовая политика государства в современных условиях хозяйствования
- 23. Финансовые отношения и принципы их организации. Финансовый механизм управления предприятием и функции финансовой службы
- 24. Классификация расходов предприятия. Состав и планирование расходов на производство и реализацию продукции
- 25. Формирование и использование доходов предприятия. Методы планирования выручки от реализации продукции
- 26. Экономическое содержание и виды прибыли. Методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли
- 27. Состав и структура оборотных средств предприятия, источники их формирования. Определение потребности предприятий в оборотных средствах, эффективность их использования
- 28. Инвестиционная деятельность предприятия. Особенности инвестиционной политики предприятия на современном этапе
- 29. Экономическое содержание и методы оценки основного капитала. Источники финансирования прямых инвестиций. Амортизация основных фондов
- 30. Экономическое содержание и состав нематериальных активов. Источника приобретения нематериальных активов и особенности начисления амортизации
- 31. Банкротство предприятий и критерии оценки их неплатёжеспособности
- 32. Сущность и виды финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетирование)
- 33. Базовые концепции финансового менеджмента. Основные прогнозно-аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте
- 34. Источники средств предприятия и методы финансирования. Управление структурой и стоимостью капитала
- 35. Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов
- 36. Экономическая сущность налогов
- 37. Налоговая политика государства
- 38. Налоговая система Российской Федерации
- 39. Косвенные налоги и их характеристика
- 40. Прямые налоги и их характеристика
- 41. Органы налогового контроля
- 42. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
- 43. Налогообложение физических лиц
- 44. Рынок ссудных капиталов. Структура рынка ссудных капиталов по временному и институциональному признакам. Рынок ссудных капиталов в рф
- Рынок ссудных капиталов
- 45. Кредит: понятие и функции. Кредитные отношения. Роль кредита в рыночной экономике
- 46. Активные операции коммерческих банков и их классификация
- 47. Денежно-кредитная политика: понятие, виды, инструменты, механизм функционирования
- 48. Понятие денежного обращения. Наличный и безналичный оборот. Закон денежного обращения
- 49. Деньги: сущность, функции и виды. Роль денег в рыночной экономике
- 50. Коммерческие банки: понятие, функции, операции и виды. Коммерческие банки рф
- 51. Центральный банк и особенности его функционирования. Проблемы независимости центральных банков. Центральный банк рф
- 52. Денежные реформы и антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией
- 53. Кредитные операции коммерческих банков. Виды ссуд, выдаваемых коммерческим банком. Кредитный договор
- 54. Платежная система и ее элементы. Механизм функционирования платежной системы
- 55. Пассивные операции коммерческих банков. Классификация депозитов. Преимущества и недостатки различных видов депозитов
- 56. Платность кредита. Ссудный процент и его функции. Взаимодействие ссудного процента с ценой, кредитом и налогами. Ролловер
- 57. Денежная масса и ее структура в России и в индустриальных странах. Денежная база
- 58. Специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения
- 59. Пассивные операции коммерческих банков. Собственные средства банков. Недепозитные источники привлечения ресурсов
- 60. Ссудный капитал: понятие, функции и особенности. Отличие ссудного капитала от простого
- 61. Коммерческий банк. Организационная структура коммерческого банка. Функции и операции коммерческого банка
- 62. Бухгалтерский учёт расчётов клиентов банка в наличной и безналичной формах
- 63. Валютные операции банка и особенности их бухгалтерского учёта
- 64. Операции банков с ценными бумагами и их отражение по счетам бухгалтерского учёта
- 65. Организация и порядок учёта депозитных операций коммерческого банка
- 66. Учёт кредитных операций коммерческого банка и их документальное оформление
- 67. Ценные бумаги и их виды
- 68. Рынок ценных бумаг. Функции и участники
- 69. Инвестиционная деятельность коммерческих банков