logo
бд теория 2 / ShporiNaGosi / Шпоры

26. Экономическое содержание и виды прибыли. Методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли

Прибыль представляет собой форму прибавочного продукта, созданного в процессе производной деятельности. Прибыль возмещается в цене, путем добавления к себестоимости наценки.

Функции прибыли: 1) оценочная (чем выше показатель прибыли предприятия, тем эффективнее оценивается предприятие); 2) стимулирующая; 3) является источником доходов бюджетов различных уровней.

Валовая прибыль – это сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, и др. имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Балансовая прибыль – рассчитывается путем вычитания из валовой выручки их косвенных налогов и с/стоимость реализованной продукции. Прибыль планируется методом прямого счета. Основой расчета является объем продаж, разрабатывается производственная программа, т.е. потребность в закупках материалов, также учитывают трудовые затраты, смета накладных расходов = с/с продукции + смета административных коммерческих расходов = план по прибыли от реализации продукции. Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов. На формирование и использование чистой прибыли влияют факторы (объем реализованной продукции, с/с продукции и условия ее формирования и системы налогообложения).

Рентабельность – это относительный показатель позволяющий оценить эффективность деятельности предприятия. Существует несколько видов показателей рентабельности: 1) рентабельность продаж продукции = прибыль / на объем; 2) рентабельность активов (основных фондов, текущих оборотных средств); 3) рентабельность капитала (собственного и заемного). Рентабельность продаж – сколько прибыли на один рубль выручки. Рентабельность активов – сколько прибыли получено на 1 рубль основных или оборотных средств. Рентабельность К – показывает эффективность использования капитала.

Для коммерческих предприятий важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности (ТБ). Найти ТБ необходимо для определения объема и стоимости продаж. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно постоянные и условно переменные и расчете маржированной прибыли. Из выручки вычитаются условно переменные затраты и получается маржированная прибыль, потом из маржированной прибыли вычитаются условно постоянные расходы и определяется финансовый результат. ТБ – это такой объем выручки при котором предприятие не получает не прибыли не убытка. При расчете ТБ надо учитывать, что в линейной модели ТБ может быть одна, а на практике функция затрат носит нелинейный характер и пересекать может объем в нескольких местах. Цена реализации и доля переменных затрат в цене должны быть постоянными. Существует формула по которой можно рассчитать объем реализации покрывающей затраты на производство и реализацию, т.е. ТБ. РО = F + аО + ЕВiТ = F + bS0 + ЕвiТ Коэффициент моржированной прибыли – это отношение моржированной прибыли к выручке от реализации. Он показывает какая доля выручки от реализации идет на покрытие затрат и формирование прибыли. При определении ТБ планирование прибыли строится на основе эффекта операционного рычага «производственного». Его эффект состоит в том, что изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Чем выше доля условно постоянных расходов в с/с продукции, тем сильнее воздействие ПР и наоборот. При снижении выручки от реализации сила ПР возрастает, что влечет за собой снижение прибыли. Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собственников с интересами менеджеров и кредиторов. Варианты дивидендной политики: 1) выплаты постоянного процента от прибыли; 2) фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию; 3) выплата дивидендов в виде постоянного процента от прибыли; 4) выплата дивидендов акциями.

Использование чистой прибыли: 1)потребление; 2)накопление.

На доходы собственников, соцкульбыт, материальное стимулирование работников.

На расширение материально-технической базы, капитальное строительство, увеличение СОС, кроме этого может создаваться резервный фонд, который приблизительно 25 % уставного капитала.

Формирование прибыли: Валовая выручка – косвенные налоги = чистая выручка – с/с = прибыль от реализации + операционные доходы – операционные расходы + внереал. доходы – внереал. расходы = балансовая прибыль – налог на прибыль = чистая не распределенная прибыль.