logo
РЦБ

22. Система государственного регулирования рцб

Российский фондовый рынок, несмотря на его недавнее развитие и незначительные объемы, имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Приведем краткое описание их функций

1. В Государственной Думе создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов в области рынка ценных бумаг. В их числе

Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной дея¬тельности (законопроекты об акционерных обществах, о трасте и др.);

Подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фон¬довом рынке и страховании (законопроекты о ценных бумагах и фондо¬вом рынке);

Подкомитет по банкам (законопроекты о банках и банковской дея¬тельности, регламентирующие операции банков с ценными бумагами).

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием и функционированием рынка ценных бумаг с помощью федеральных орга¬нов исполнительной власти, а также участвует в подготовке законопроек¬тов.

3. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (ФКЦБ), созданная в ноябре 1994 г. на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, объединяет ведущих специалистов Администрации президента, Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Госкомимущества, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике, Российского фонда феде¬рального имущества и др.

ФКЦБ имеет следующие полномочия

• разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;

• утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмис¬сии ценных бумаг эмитентов и порядка осуществления регистрации эмис¬сии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

• установление обязательных требований и иных условий допуска Ценных бумаг к их публичному размещению и обращению, котированию и листингу;

• государственная регистрация фондовых бирж (фондовых отделов то¬варных бирж), их объединений и ассоциаций, а также лицензирование их деятельности;

• обеспечение создания единого информационного пространства на Фондовом и финансовом рынке РФ.

4. Министерство финансов РФ является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок. В его компетенцию входят; регламентирование правил совершения операций с ценными бумагами-регулирование учета и отчетности; лицензирование финансовых броке¬ров, инвестиционных консультантов, фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж; регистрация выпусков ценных бумаг; ведение Единого государственного реестра зарегистрированных в РФ ценных бумаг; кон¬троль приобретения крупных пакетов акций и др.

5. Центральный банк России устанавливает для банков правила совер¬шения операций на фондовом рынке, в том числе лицензирование, регу¬лирование и контроль операций банков с ценными бумагами; регистрация выпусков ценных бумаг банков и ведение их реестра; регулирование учета и отчетности в банках; аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами и др.

6. Российский фонд федерального имущества занимается продажей акций, находящихся в собственности государства, а также имеет право выполнять методические и регулирующие функции в отношении подоб¬ных операций.

7. Госкомимущество РФ совместно с другими органами регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной соб¬ственности (траста), создание холдинговых компаний, а также контроли¬рует деятельность чековых инвестиционных фондов.

8. Антимонопольный комитет РФ согласовывает а) крупнейшие вы¬пуски ценных бумаг; б) приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров; в) создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предпри¬ятий в акционерные общества и др. Кроме того, комитет контролирует рекламную деятельность в области ценных бумаг, а также регулирует об¬ращение товарных фьючерсных и опционных контрактов посредством созданной при комитете Комиссии по товарным биржам.

9. Министерство экономики РФ участвует в разработке политики фор¬мирования рынка ценных бумаг, подготовке соответствующих законопро¬ектов, занимается экспертизой создания промышленно-финансовых групп.

10. В той или иной степени в регулировании рынка ценных бумаг уча¬ствует и ряд других государственных органов, отвечающих за некоторые специфические вопросы. Так, Государственная налоговая служба совме¬стно с Министерством финансов регулирует порядок налогообложения операций с ценными бумагами; Государственный таможенный комитет регулирует ввоз и вывоз ценных бумаг из страны.

Эта сложность структуры регулирующих органов объясняется тремя причинами

1) смешанная (банковская и небанковская) модель рынка ценных бумаг и, как следствие, центральный банк и небанковские государствен¬ные органы в качестве регулирующих инстанций;

2) масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть предприятий превращается в акционерные общества, создаются инве¬стиционные фонды, осуществляется огромных масштабов первичное размещение акций приватизируемых предприятий, что, в свою оче¬редь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка цен¬ных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущество);

3) неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

Законодательно-правовая база регулирования рынка ценных бумаг начала складываться во второй половине 90-х годов.

В 1996 г. принят Гражданский кодекс РФ; Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» и от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумагу Законом «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и дея¬тельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В июле 1996 г. был издан указ Президента РФ № 1008 «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в РФ», принятый в целях осуще¬ствления единого государственного подхода к формированию и развитию рынка ценных бумаг в РФ, обеспечения на рынке сочетания интересов эко-номической безопасности государства, привлечения инвестиций в промыш¬ленность и защиты прав граждан — акционеров и вкладчиков.

В 1997 г. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг было принято еще несколько законодательных актов, регулирую¬щих функционирование рынка ценных бумаг в РФ

= «Положение о системе раскрытия информации на рынке ценных бу¬маг» от 9.01.1997 г. №2, которое определяет, поря док предоставления, сбо-рэ, хранения, обработки и обеспечения доступа к раскрываемой на рынке ченных бумаг информации, а также устанавливает требования к участникам системы раскрытия информации.

= «Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным пред¬принимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг» от 11.021997 г. №7.

= «Положение о регистрирующих органах, осуществляющих госу¬дарственную регистрацию выпусков ценных бумаг» от 4,03.1997 г. №11.

= «Временное положение о требованиях, предъявляемых к деятель¬ности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке цен¬ных бумаг».

= «Временное положение о лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг».

= «Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг».

= «Положение о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».

= «Положение о порядке лицензирования различных видов профес¬сиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ».

Одним из последних принятых законов является Федеральный закон от 05.03.1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесто¬ров на рынке ценных бумаг», целью которого являются обеспечение госу¬дарственной'и общественной защиты прав и законных интересов физиче¬ских и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а та.кже определение порядка выплаты ком¬пенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам -физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитен¬тов и других участников рынка ценных бумаг.

Таким образом, близится завершение формирования нормативной ба¬зы рынка ценных бумаг. Практически по всем видам профессиональной деятельности вышли соответствующие постановления ФКЦБ.

Завершается создание системы регулирования рынка. В этом вопросе удалось договориться о распределении полномочий между ЦБ РФ, Мин¬фином РФ, центральным аппаратом ФКЦБ и 15 региональными ее отде¬лениями. В 1997г. были зарегистрированы две первые саморегулируемые организации. Появление таких организаций будет способствовать повы¬шению надежности рынка ценных бумаг.

Не получила окончательного решения проблема ответственности на рынке ценных бумаг. Сегодня благодаря новому Уголовному кодексу РФ Комиссия имеет возможность воздействовать на профессиональных уча¬стников, отбирая лицензии и подводя под те или иные статьи УК за без¬

лицензионную деятельность.

В связи с этим недостаточным остается уровень раскрытия информа¬ции, т.к. эмитент пока не несет никакой ответственности за отказ предос¬тавить необходимую инвесторам информацию. Не удалось пока решить вопрос представлением инвесторам адекватной информации еще и потому что Россия несколько запаздывает с переходом на международную систему бухгалтерского учета. Различия в системах бухучета делают имеющиеся данные несопоставимыми. Наши финансовые отчеты непо-нятны иностранным инвесторам. Задерживая этот переход, Россия будет и дальше испытывать недостаток инвестиционного капитала.

С развитием российского рынка ценных бумаг непосредственно связа¬но налоговое и валютное регулирование. Если рассматривать налоговую ситуацию, то Россия остается одной из самых непривлекательных для инвесторов стран мира налог на прирост капитала - 20%, в то время как в других странах такого налога вообще не существует.