2.Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирование доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется: (1) Бюджетным кодексом Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт; (2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; (3) указами Президента Российской Федерации; (4) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; (5) соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. С 2008 года в России 83 бюджета субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 9 краевых 46 областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 4 бюджета автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.
Местные бюджеты.
Местные бюджеты также подразделяются на бюджеты городских и сельских поселений. По данным Росстатана1 января2010 годав России всего 1739 городских поселений и 19 591 муниципальных образований со статусомсельское поселение.
Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Бюджеты субъектов федерации форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта федерации.
Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представленных органов местного самоуправления.
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.
Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным.
- 3. Виды денег
- 4.Инфляция.
- Тема 2. Сущность и функции финансов
- 1. Содержание финансов
- 2.Функции финансов
- 3.Финансовые ресурсы
- 4.Финансовая система
- 2) Частнохозяйственные финансы (финансы организаций и домашних хозяйств).
- Сферы и звенья системы финансов
- Кредитный рынок (финансы кредитных организаций)
- 5. Финансовая политика
- 2.По содержанию:
- 3. По целям:
- 6.Финансовый контроль
- Тема 3. Государственные финансы
- 1.Сущность и содержание государственных финансов
- 2.Государственный кредит
- 3.Государственные внебюджетные фонды
- Тема 4.Бюджетная система
- 1.Экономическая сущность и содержание бюджета
- 2.Бюджетное устройство и бюджетная система
- 3.Доходы и расходы бюджета
- 4.Бюджетный процесс
- Тема 5.Финансы предприятий
- 1.Сущность финансов предприятий и их функции
- 2.Капитал и резервы предприятий
- 3.Финансовые ресурсы предприятий
- 4.Финансовая работа на предприятии
- Тема 6.Финансы домашних хозяйств
- 1.Бюджет домашних хозяйств
- 2.Доходы домашних хозяйств
- 3.Расходы домашних хозяйств
- 4.Роль домашних хозяйств в финансовой системе
- Тема 7. Кредитная система
- 1.Источники и функции ссудного капитала
- 2.Кредитные отношения. Виды и формы кредита
- 3.Кредитная система Российской Федерации
- 4.Центральный банк Российской Федерации
- Тема 8. Финансовый рынок
- 1.Экономическая сущность и классификация финансового
- 2.Рынок ценных бумаг
- 3.Страховой рынок
- 4.Валютный рынок
- Тема 1. Деньги, их виды и роль 6
- 2.Государственный кредит 25