99. Электронные услуги - пластиковые карты Visa.
Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронных систем расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Существует две основных разновидности пластиковых карт:
Магнитные: кредитные, дебетовые, исполнительные, чековые - гарантийные, др.
Электронные: мемори - кард, смарт - кард, суперсмарт - кард.
Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными - в обращении находится свыше двух миллиардов карт подобного типа. Защищенность карт с магнитной полосой достаточно высока, однако и такой тип карт относительно уязвим для мошенничества. . Тем не менее, развитая инфраструктура существующих платежных систем и, в первую очередь, мировых лидеров "карточного" бизнеса - компаний VISA и MasterCard/Europay является причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня. Для повышения защищенности карточек системы VISA и MasterCard/Europay используются дополнительные графические средства защиты: голограммы и нестандартные шрифты для эмбоссирования.
В смарт-картах носителем информации является уже микросхема (рис. 2, 3). У простейших из существующих смарт-карт - карт памяти - объем памяти может иметь величину от 32 байт до 16 килобайт. Карты памяти подразделяются на два типа: с незащищенной (полнодоступной) и защищенной памятью. Уровень защиты карт памяти выше, чем у магнитных карт, и они могут быть использованы в прикладных системах, в которых финансовые риски, связанные с мошенничеством, относительно невелики. Что же касается стоимости карт памяти, то они дороже, чем магнитные карты.
Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пк оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих, правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры-расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Первой массовой кредитной карточкой, предоставлявшей возможность продленного кредита, была выпущенная в 1958 г. банком «Бэнк оф Америка» карточка «Бэнк Америкард» (Bank Arnericard), ныне «Виза» (Visa). Карточка «Виза интернэшнл» имеет свои характерные особенности. На ней обязательно присутствует логотип «Visa», эмблема с тремя цветными полосками (синяя, белая и желтая) и голограмма с изображением голубя. Все эти символы зарегистрированы как торговая марка «Визы».
Слева от эмблемы с тремя цветными полосками на карточке помещается символ банка-эмитента- По правилам «Визы» номер счета клиента (PAN) начинается с кодового номера банка и имеет 16 знаков, причем последние четыре знака обязательно должны быть выдавлены на голограмме.
Ассоциации предлагают пользователям целую серию комплиментарных карточных продуктов, которые предназначены для разных сегментов рынка с учетом интересов и особенностей владельцев карточек, а также финансовых и торговых учреждении, участвующих в программах. Примером может служить семейство платежных и кредитных карточек компании «Виза интернэшнл». Это карточки следующих видов:
«Плас» (PIus), «Интерлинк» (Interlink),
«Электрон» (Electron); «Виза классик» (Visa Classic);
«Виза бизнеса (Visa Business);
«Виза премиум (голд)» (Visa Premium, Gold).
Первые три - это дебетовые карточки для банковских автоматов и торговых терминалов. Остальные сочетают функции кредитной и дебетовой карточки. Кредитные карточки. Вопрос о выдаче кредитной карточки решается банком-эмитентом на основе доступных ему сведений о кредитной истории клиента, то есть о том, каковы доходы клиента, где и когда клиент пользовался кредитом, насколько аккуратно возвращал его, насколько часто берутся кредиты и т.д. Кредитная история позволяет банку оценить степень риска при выдаче карточки и, соответственно, сформулировать требования о предоставлении клиентом тех или иных гарантий. Так, например, в США данные о кредитных историях граждан хранятся в Национальном кредитном бюро, куда банки и адресуют свои запросы. В простейшем случае, если клиент благополучен - за ним нет прегрешений, у него стабильное положение и доходы, он имеет счет в данном банке или пользуется услугами другого известного банка - кредитная карточка выдается без дополнительных условий. В прямо противоположном случае, когда, например, о клиенте неизвестно ничего, либо за ним числятся нарушения, ему может быть либо отказано в выдаче кредитной карты, либо банк может потребовать предварительного внесения страхового депозита в размере, превышающем лимит кредита.
Лимиты операций по кредитным карточкам - величина кредитной линии, количество и максимальные суммы приобретений и/или получения наличных за тот или иной промежуток времени - устанавливаются индивидуально для каждого клиента.
По завершении очередного "делового периода" (обычно месяца), пользователь карточки получает сообщение банка, содержащее данные за период о всех платежах по карточке, информация о которых поступила в банк. При наступлении контрольной даты (обычно по истечении нескольких дней после получения сообщения) пользователь должен вернуть кредит, после чего ему вновь открывается кредитная линия. При этом не обязательно возмещать всю сумму сразу. Достаточно внести некоторый заранее оговоренный минимум. Кредитная линия будет открыта з размере неиспользованной части кредитного лимита. Остаток по задолженности, на который уже будут начисляться проценты, можно гасить в течение достаточно длительного срока (например, года). Отметим, что именно проценты по неполностью возвращенным кредитам и формируют основную часть дохода банка при операциях с кредитными карточками. Дебетовые карточки.
Получение дебетовой карточки - существенно более простой процесс по сравнению с получением кредитной. Для того, чтобы стать "дебетовым держателем", необходимо открыть счет в банке, внести некоторый минимум средств и оплатить карточку. В стоимость карточки, как правило, включается и плата за годовое обслуживание.
Операции с дебетовой карточкой также регламентируются рядом лимитов. При этом процедура авторизации должна проводиться всегда вне зависимости от конкретной технологии обслуживания. Лимит каждый раз уменьшается на сумму сделки. В зависимости от конкретных условий допускается уменьшение лимита либо до нуля, либо до некоторого "неуменьшаемого" значения.
Лимит и размер средств на счете пользователя могут быть связаны весьма опосредованно. Дело в том, что как и в случае кредитных карточек, банк-эмитент является собственником дебетовых карточек и несет по ним полную финансовую ответственность перед прочими участниками платежной системы. Банк-эмитент управляет размерами лимита н вправе уменьшать или увеличивать их по своему усмотрению (в рамках существующих соглашений с платежной системой). Реальное же соотношение этих величин с суммами на счете держателя карточки - внутреннее дело банка. Как правило, для восстановления лимита банк требует внесения средств на счет. Однако, банк-эмитент может разрешить клиенту овердрафт, предоставить кредит и т.д., сообщая тем самым дебетовой карточке черты кредитной. В таком варианте карточка обычно называется смешанной. Тем не менее, с точки зрения платежной системы эти карточки неразличимы и обслуживаются по единой технологии.
- 1. Понятие и сущность банковских рисков
- 2. Виды банковских рисков
- 3. Классификация банковских рисков
- 5. Риски активных операций
- 4. Кредитные риски и методы управления ими.
- 6. Методы оценки банковских рисков
- 7. Критерии классификации банковских рисков
- 8. Риски забалансовых операций
- 9. Риски отраслевых кб
- 10. Страновой риск: содержание и приемы оценки
- 12. Правовые риски.
- 13.Общее содержание кредитного риска и факторы, влияющие на него.
- 14.Критерии оценки кредитных рисков.
- 15. Содержание и специфика банковского маркетинга.
- 16.Понятие кредитного портфеля.
- 17.Система анализа кредитного портфеля.
- 3. Доходность и прибыльность кредитного портфеля.
- 4. Качество управления кп.
- 18. Критерии оценки качества ссуд. Российская и зарубежная практика. (балльная и номерная оценка).
- 19.Группы риска банковских ссуд, общая характеристика и степень риска.
- 21.Резерв на покрытие возможных потерь по ссудам. Назначение и порядок расчета.
- 22.Способы оценки качества кредитного портфеля.
- 3. Доходность и прибыльность кредитного портфеля.
- 4. Качество управления кп.
- 5. Политика банков в области кредитных рисков.
- 26.Агрегированные показатели качества кредитного портфеля.
- 27.Достаточность резервов на покрытие возможных потерь по ссудам.
- 29.Деловой риск при кредитовании клиента банка.
- 31.Понятие обеспеченности ссуд.
- 32.Действующий в российской банковской практике порядок классификации ссуд по группам риска (Инстр. 62-а).
- 33.Порядок создания резерва на покрытие потерь по ссудам (62-а, 101-у).
- 34.Репутация клиента как критерий оценки кредитного риска.
- 41.Возможные направления совершенствования анализа кредитного портфеля.
- 42.Факторы изменения расчетной величины кредитного риска.
- 43.Влияние просроченной задолженности банку на оценку качества ссуд
- 44.Информация о заемщике как критерий оценки качества ссуд.
- 45.Кредитоспособность клиента как система оценки качества ссуд.
- 46.Форфейтиногвые операции.
- 48.Структурный анализ кредитного портфеля.
- 49.Показатели качества управления кредитным портфелем.
- 50.Показатели доходности кредитного портфеля.
- 51.Порядок списания безнадежных ссуд с баланса банка.
- 53.Новые критерии классификации банковских ссуд (62-а против 130-а).
- 54.Лизинг, его виды и развитие в современных условиях.
- 55.Содержание, виды и характеристика факторинга.
- 56.Система анализа качества кредитного портфеля.
- 57.Критерии и методы оценки качества ссуд кредитного портфеля.
- 58.Гарантийные операции кб.
- 60.Операции кб по поручению клиента.
- 61.Операции с драг.Металлами и природными драг.Камнями.
- 62.Информационные услуги банка.
- 63.Агентские операции.
- 64.Электронные банк.Услуги - банкоматы.
- 121. Операционные риски.
- 81. Принципы управления банковскими рисками.
- 9. Принципы и методы управления рисками кредитных организаций.
- 119. Способы предупреждения и минимизации банковских рисков.
- 94. Составные части банковского маркетинга.
- 93. Приемы и способы маркетинга.
- 90. План маркетинга и его отличие от стратегического плана.
- 35. Цели и задачи банковского менеджмента.
- 37. Составные элементы банковского менеджмента.
- 24. Характеристика особенностей и основных направлений банковского менеджмента.
- 52. Оценка качества банковского менеджмента как ф-р обеспечения надежности банка.
- 77. Управление рисковыми активами.
- 25. Система покрытия рисков кб.
- 122. Методы начисления простых процентов.
- 123. Механизм функционирования б. Процента.
- 124. Себестоимость и цена банковских услуг.
- 125. Начисление простых процентов при частичном погашении долга.
- 126. Банковская комиссия, понятие и принципы определения ее уровня.
- 127. Дисконтирование по простым процентам.
- 128. Сущность и функции банковского процента
- 78. Брокерские операции.
- 82. Классификация прочих операций.
- 83. Фьючерсные операции.
- 84. Особенности трастовых операций.
- 86. Доверительные операции.
- 88. Прочие операции, принципы развития.
- 89. Складские операции (заклад).
- 91. Виды операций по поручению клиента.
- 92. Консультационные услуги.
- 99. Электронные услуги - пластиковые карты Visa.
- 100. Понятие премии и дисконта при форвардных сделках.
- 101. Форвардные операции.
- 113. Операции по хранению ценностей клиента.
- 23.Валютные риски, методы управления ими.
- 65.Методы котировки валют.
- 66.Понятие и роль валютного рынка.
- 67.Валютные риски , способы их оценки.
- 68.Короткая позиция.
- 69.Операции своп.
- 70.Операции спот.
- 71.Принципы определения форвардного курса.
- 72.Опцион покупателя валюты.
- 73.Временной опцион.
- 74.Опцион продавца.
- 75.Арбитражные сделки.
- 76.Страхование валютных рисков(хеджирование, валютная оговорка, гарантийные операции).
- 79.Валютная позиция (открытая, закрытая, короткая, длинная).
- 80.Длинная позиция.
- 87.Методы оценки совокупности длинных и коротких позиций (Инстр.42).
- 95.Методы оценки риска валютных позиций.
- 30. Понятие % риска кб.
- 36. Управление gap-ом как способ защиты банка от % риска.
- 40. Факторы, влияющие на величину % риска.
- 102,103,110. Виды ссудного %.
- 104. Механизм функционирования %.
- 105. Формирование уровня банковского % по активным и пассивным операциям. Факторы его определения.
- 106. Учетная % ставка.
- 107.Методы начисления и взыскания %.
- 108. Методы начисления простых %.
- 109. % Ставки, виды % ставок. Виды и способы начисления %.
- 111. Обыкновенный % с приближенным и точным числом дней в периоде.
- 112.% Маржа, расчет и анализ.
- 114. Банковская комиссия.
- 115. Начисление и взыскание % по ссудам с льготным периодом.
- 116. Начисление % при пролонгации.
- 117. Дисконтные % ставки при вексельных операциях.
- 118. Особенности определения комиссии по отдельным банковским услугам.
- 120. Простые и сложные %.