logo
шпоры по ДКБ

16. Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ да взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек офор­мились две основные линии антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирова­ние издержек). Кроме того, появилось новое направление - конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная политика - это метод ограничения денежного спроса че­рез денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государст­венных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления нало­гового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Особенность дефляцион­ной политики, как правило, в том, что она вызывает замедление экономиче­ского роста и даже кризисные явления.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пре­делов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной поли­тики применяется редко. Т.к. во-первых, замедление роста цен вызывает дефицит на некоторые то­вары, а, во-вторых, рост цен сдерживается лишь на определенное время, с отменой ограничений он снова ускорялся.

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если же целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда целью было обуздание инфляции любой ценой, параллельно пользовались оба ее метода.

С целью полной или частичной компенсации потерь населения от ин­фляции проводится полная или частичная индексация.

Еще большее значение данный контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает, хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения.

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и на спираль «заработная плата - цены».