8.4. Участие Агентства по страхованию вкладов в финансовом оздоровлении кредитных организаций
Меры по предупреждению банкротства банков, участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, могут осуществляться Агентством путем:
1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников) (инвесторы);
2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть (приобретатели);
3) приобретения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России.
Эти меры осуществляются Агентством на основании соглашений (договоров).
Общий порядок проведения процедуры санации Агентством установлен законом и выглядит следующим образом.
В случае утраты банком финансовой устойчивости Банк России вправе направить Агентству предложение об участии в предупреждении банкротства этой кредитной организации. Работники Центробанка и АСВ могут провести совместную оценку финансового положения банка, на основании данных которой Агентство принимает решение об участии в санации либо отказывается от нее.
Ключевые мероприятия по финансовому оздоровлению проблемного банка фиксируются в плане участия Агентства в предупреждении его банкротства, который утверждается Агентством и Банком России, а его выполнение в дальнейшем постоянно контролируется. Кроме того, АСВ проводит непрерывный мониторинг финансового положения банка и его инвесторов.
После того как санируемая кредитная организация восстанавливает финансовую устойчивость, АСВ направляет в Банк России отчет о завершении проведения мер по предупреждению ее банкротства. В случае если Центробанк рассматривает и принимает его, мероприятия по финансовому оздоровлению банка завершаются, а сама кредитная организация продолжает осуществлять свою деятельность на общих условиях.
По сути, в законе перечислены два основных механизма реструктуризации банков:
- санация кредитной организации с привлечением частного инвестора или, в случае отсутствия такового на первоначальном этапе, с приобретением Агентством ее акций (долей в уставном каптале);
- так называемая частичная санация, предполагающая передачу обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивый.
Выбор механизма санации зависит от перспектив восстановления банком нормальной деятельности.
1) Частичная санация применяется в том случае, если банк не может рассчитывать на ее продолжение в связи с низким качеством активов и отсутствием инвесторов. В таком случае представляется логичным сохранение части бизнеса путем ее передачи банку-приобретателю, выбранному на конкурсной основе. Преимущества данного метода заключаются:
- в предотвращении массового оттока средств, находящихся во вкладах, поскольку при передаче обязательств сохраняются все условия обслуживания кредиторов;
- в обеспечении сохранности филиальной сети проблемных банков, которая передается банкам-приобретателям по рыночной стоимости;
- в возможности избежать массового сокращения персонала банков;
- в экономии средств фонда обязательного страхования вкладов.
2) Наиболее предпочтительной формой финансового оздоровления банка является привлечение заинтересованных инвесторов, готовых вложить средства, необходимые для восстановления деятельности проблемной кредитной организации и ее дальнейшего развития. Также Агентство на условиях возвратности, срочности и платности может предоставлять финансовую помощь инвестору или проблемному банку на цели его финансового оздоровления. К этой группе также относятся те кредитные организации, акции которых приобрело Агентство, но по мере улучшения их финансового положения реализовало их путем публичной продажи. В результате данные банки возвращаются в рыночную среду.
Чем санация отличается от ликвидации?
Основные отличия санации банков от их ликвидации заключаются в цели каждой процедуры и результате ее проведения. По своей сути они противоположны.
В первом случае цель – восстановление финансовой устойчивости банка, а результат – нормально функционирующая кредитная организация, соблюдающая требования законодательства и исполняющая обязательные нормативы банковской деятельности, установленные Банком России (исключение составляет частичная санация).
Целью ликвидации банка является максимально полное удовлетворение требований его кредиторов, а результатом – внесение в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации банка.
В каких случаях Агентство принимает предложение Банка России о начале санации того или иного банка? На каких основаниях АСВ может отказаться от проведения этой процедуры?
Законом установлено, что Агентство осуществляет меры по предупреждению банкротства банков с целью поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков. Исходя из этого Агентство призвано взять на себя решение проблем тех банков, банкротство которых оказало бы сильное негативное влияние на ситуацию в России в целом либо в отдельных регионах страны.
Агентство направляет отрицательные ответы на предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства банков в тех случаях, когда выделение государственных средств на восстановление их устойчивого финансового положения является экономически нецелесообразным. Это может произойти в связи с крайне низким качеством активов кредитной организации, отсутствием инвесторов, заинтересованных в развитии банка, или серьезных негативных последствий его ликвидации. По указанным основаниям Агентство отказалось от участия в предупреждении банкротства банков «Сочи», Сибконтакт, Курганпромбанк, Тюменьэнергобанк, «Сетевой нефтяной банк».
Как отбираются санаторы?
Агентством сформирован реестр потенциальных инвесторов, из числа которых выделены банки-приобретатели, готовые приобрести обязательства и активы проблемных кредитных организаций на определенную сумму. Как правило, они самостоятельно обращаются в АСВ с предложением об участии в мероприятиях по финансовому оздоровлению банков. Перед принятием решения об участии инвестора в проекте по финансовому оздоровлению АСВ осуществляет проверку его финансового положения и согласовывает его кандидатуру с Банком России.
Как правило, уже на этапе принятия Агентством решения об участии в санации банка в АСВ обращаются потенциальные инвесторы, выражающие заинтересованность в финансовом оздоровлении кредитной организации, зачастую совместно с собственниками проблемного банка, вместе с которыми они нередко заранее готовят проекты конкретных антикризисных мер.
АСВ приветствует добровольную передачу акций проблемного банка бывшими собственниками новому инвестору, поскольку их непосредственное участие в восстановлении финансового положения кредитной организации позволяет в кратчайшие сроки решить имеющиеся у нее проблемы.
Какие меры принимаются в отношении банков, подвергаемых санации? Сколько может длиться эта процедура? Имеются ли какие-то четко установленные сроки?
Агентство в соответствии с законом может осуществлять следующие меры по предупреждению банкротства банков:
· оказание финансовой помощи инвесторам, банкам-приобретателям обязательств проблемного банка и активов на эквивалентную сумму, санируемым банкам;
· приобретение Агентством акций (долей в уставном капитале) санируемых банков;
· исполнение Агентством функций временной администрации банка.
Сроки реализации антикризисных мероприятий зависят от финансового положения банка на момент начала санации. Фактически за период санации он должен восстановить доходную деятельность и заработать достаточное количество средств для рекапитализации, создания необходимого уровня резервов на возможные потери и возврата кредиторам (в числе которых может быть и Агентство) средств, предоставленных на цели финансового оздоровления.
Чем обычно заканчивается санация?
Цель санации – полное восстановление финансовой устойчивости банка, доведение его резервов на возможные потери до уровня, адекватного принятым на себя рискам, выполнение обязательных нормативов банковской деятельности, получение кредитной организацией прибыли.
В конце 2009 г. успешно завершен проект финансового оздоровления Нижегородпромстройбанка. Основным антикризисным мероприятием стало приобретение Агентством части его кредитного портфеля балансовой стоимостью 5,3 млрд. руб. с дисконтом от 5 до 7%. Полученные средства позволили банку закрыть разрыв ликвидности, возникший в связи с оттоком средств клиентов, и в кратчайшие сроки произвести расчеты с кредиторами, чьи требования были помещены в картотеку неоплаченных документов. В результате сейчас Нижегородпромстройбанк работает прибыльно, качественно и своевременно предоставляет все банковские услуги, востребованные рынком.
Успешность данного проекта во многом связана с оперативным выкупом Агентством части активов банка, что позволило кредитной организации избавиться от проблемных активов, не начислять резервы на возможные потери по ссудам и направить полученные средства, в том числе на развитие банка.
В июне 2010 года были завершены мероприятий по финансовому оздоровлению банка «Нижний Новгород», который был присоединен к банку-инвестору ОАО «Промсвязьбанк». В данном проекте существенная роль отводилась инвестору, которому за время реализации антикризисных мер удалось устранить разрыв ликвидности, вернуть доверие клиентов к банку, оптимизировать его организационную структуру, унифицировать бизнес-процессы, подготовив кредитную организацию к интеграции.
- Антикризисное управление кредитными организациями
- Москва - 2011 Оглавление
- Тема 1. Введение в курс «Антикризисное управление кредитными организациями»
- 1.1. Актуальность, предмет и задачи изучения курса
- Государство, устанавливая правила банковской деятельности, может и должно содействовать организации в банках антикризисного управления на постоянной основе.
- 1.2. Банковская система, ее структура и роль в экономике
- 1) Двухуровневая структура банковской системы;
- 2) Банковский контроль, надзор и регулирование, осуществляемые Центральным банком рф (цб рф).
- 1.3. Контроль, надзор и регулирование деятельности коммерческих банков
- 1.4. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России
- 1.5. Классификации кредитных организаций
- 1.6. Тенденции развития банковского сектора в России
- Основные термины и понятия
- Вопросы для повторения
- Задание для самостоятельной работы
- Тесты для самоконтроля
- Библиография
- Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
- 2.1. Понятие и содержание финансового кризиса
- 2.2. Экономическая природа банковского кризиса
- 2.3. Причины (факторы) современных банковских кризисов
- 2.4. Реструктуризация банковской системы
- 2.5. Реструктуризация банковской системы России после кризиса 1998 г. Деятельность агентства по реструктуризации кредитных организаций
- Вопросы для повторения
- Тесты для самоконтроля
- Библиография
- Тема 3. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций
- 3.1. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций
- 3.2. Понятие несостоятельности (банкротства) кредитной организации и признаки банкротства.
- 3.3. Временная администрация
- 3.4. Реорганизация кредитной организации
- 3.5. Порядок рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации
- Процедуры в деле о банкротстве кредитной организации
- Лица, участвующие в деле о банкротстве
- 3.6. Конкурсное производство и конкурсный управляющий
- Первоочередные мероприятия конкурсного производства, их назначение, порядок и сроки выполнения
- Конкурсная масса и порядок продажи имущества
- 3.7. Права кредиторов при банкротстве кредитной организации
- 3.8. Очередность удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства
- 3.9. Исполнение обязательств кредитной организации в конкурсном производстве
- 3.10. Порядок выплаты страхового возмещения по вкладам
- 3.11. Полномочия собрания и комитета кредиторов и порядок их проведения
- 3.12. Смета текущих расходов
- 3.13. Ответственность за банкротство банка
- Вопросы для повторения.
- Тесты для самоконтроля
- Библиография
- Тема 4. Риски банковской деятельности
- 4.1. Сущность и содержание банковского риска
- 4.2. Факторы банковских рисков
- 4.3. Виды потенциального банковского риска
- Соответствие банковских операций и других сделок кредитной организации и присущих (сопутствующих) им банковских рисков
- 4.4. Уровень (степень) банковских рисков
- 4.5. Управление рисками банка
- 4.6. Риск несбалансированной ликвидности банка
- Основные термины и понятия
- Вопросы для повторения.
- Тесты для самоконтроля
- Библиография.
- Тема 5. Экономические причины неплатежеспособности и банкротства кредитных организаций
- 5.1. Сущность и взаимосвязь понятий «платежеспособность» и «ликвидность» кредитной организации
- Взаимосвязь экономических категорий «ликвидность» и «платежеспособность», система факторов их формирования
- 5.2. Внешние и внутренние факторы неплатежеспособности кредитных организаций
- 5.3. Стадии развития кризиса в кредитной организации
- Стадии развития кризиса в кредитной организации17
- Основные термины и понятия
- Вопросы для повторения
- Тесты для самоконтроля
- 1. Основными признаками потери банком платежеспособности являются:
- Библиография
- Тема 6. Финансовая устойчивость банка: понятие и определяющие факторы
- 6.1. Понятие устойчивости (надежности) банка
- 6.2. Характеристики финансовой устойчивости
- II. Ликвидность
- III. Состояние капитала банка
- Пример оценки капитала банка.
- V. Доходность
- Относительные показатели прибыльности (рентабельности) банка
- 6.3. Оценка уровня надежности банка
- Вопросы для повторения
- Тесты для самоконтроля
- 1. Термин «ликвидность» означает:
- 2. Понятие ликвидность баланса означает:
- 3. Понятие ликвидность банка означает
- 4. Понятие «ликвидность активов» означает:
- 6. Активы банка составляют 700 млн.Руб., объем обязательств превышает размер капитала в шесть раз. Каким должен быть размер капитала банка?
- Библиография
- Тема 7. Диагностика кризиса. Оценка финансового состояния банка
- 7.1. Цель и задачи диагностики кризиса в кредитных организациях. Критерии финансового состояния кредитных организаций
- 7.2. Обязательные нормативы деятельности
- Обязательные нормативы деятельности банков
- 7.3. Методики оценки финансового состояния кредитных организаций Банка России
- Критерии оценки финансового состояния небанковских кредитных организаций
- 7.4. Схема построения баланса кредитной организации
- Структура Плана счетов кредитной организации
- Актив баланса банка показывает вложение средств в кредитные и прочие операции.
- Пассив баланса банка показывает источники собственных и привлеченных средств
- 7.5. Анализ состояния собственных средств (капитала) банка
- Анализ показателей достаточности собственных средств (капитала) банка
- 7.6. Анализ обязательств (привлеченных средств) банка
- 7.7. Анализ активных операций банка
- 7.8. Анализ доходов, расходов и прибыли банка
- 7.9. Метод camel, используемый для рейтинговой оценки банков сша
- Коэффициенты для оценки достаточности капитала ("с" - capital adequacy)
- Коэффициенты для оценки качества активов ("а" - asset quality)
- Коэффициенты для оценки деловой активности ("м" - management)
- Коэффициенты для оценки прибыльности (доходности) ("е" - earnings)
- Коэффициенты для оценки ликвидности ("l" - liquidity)
- Вопросы для самостоятельной работы
- Тесты для самоконтроля
- Библиография
- Тема 8. Особенности финансового оздоровления (санации) кредитных организаций
- 8.1. Предупреждение банкротства кредитных организаций: цели и задачи
- 8.2. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации
- 8.3. Финансовое оздоровление кредитной организации как мера по предупреждению банкротства. Содержание и критерии санации.
- 8.4. Участие Агентства по страхованию вкладов в финансовом оздоровлении кредитных организаций
- 8.5. Реструктурирование баланса кредитной организации в целях финансового оздоровления
- 8.6. План финансового оздоровления кредитной организации
- Вопросы для повторения
- Тесты для самоконтроля
- Библиография
- Тема 9. Государственное антикризисное регулирование банковского сектора. Российский и зарубежный опыт
- 9.1. Понятие государственного антикризисного регулирования банковской сферы. Российская практика применения антикризисных мер
- 9.2. Зарубежный опыт антикризисного управления и финансового оздоровления кредитных организаций.
- 9.3. Антикризисные меры зарубежных стран по преодолению банковского кризиса 2008 года
- Тесты для самоконтроля
- Библиография