25. Оценка кредитоспособности заёмщика.
Кредитоспособность заемщика означает его способность полностью и в срок рассчитываться по своим долговым обязательствам. Единой методики оценки кредитоспособности заемщика не существует. Банк имеет право ориентироваться на международный или отечественный опыт, либо разработать собственный подход.
1. Характер, репутация заемщика. Под характером клиента понимается его ответственность, готовность и желание погасить долг, что предполагает выяснение психологического портрета клиента.
2. Финансовые возможности. Анализ финансовых возможностей предполагает оценку платежеспособности заемщика по документам финансовой отчетности. Основное внимание уделяется анализу денежного потока клиента. Кредитор обязан выяснить, из каких источников и какими суммами заемщик сможет погашать ссудную задолженность.
3. Капитал. Размер и структура капитала – важнейший источник информации о деятельности заемщика. При анализе структуры капитала особое внимание следует обратить на показатель финансового рычага (leverage).
4. Обеспечение. Предприятию не будет предоставлен кредит, если оно не располагает имуществом для обеспечения ссуды. Некоторые активы могут служить в качестве обеспечения, поэтому очень важно оценить их размеры и качество комство с клиентом или на информацию, полученную службой безопасности банка.
Оценка кредитоспособности кредитополучателя – юридического лица включает два основных этапа: финансовый анализ (проводится на основе системы финансовых показателей) и качественный (нефинансовый) анализ.
Качественный анализ кредитоспособности заемщика основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. На данном этапе банк изучает деловую репутацию потенциального заемщика (честность, порядочность, квалификацию руководства, опыт работы в соответствующей отрасли, текучесть кадров, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам и др.) и экономическое окружение кредитополучателя (основных деловых партнеров, конкурентоспособность продукции, устойчивость рынков сбыта и т.д.). Для этих целей может использоваться информация, накопленная как самим банком, так и другими банками, кредитными бюро.
Финансовый анализ является заключается в определении ряда показателей, к которым чаще всего относят коэффициенты ликвидности, коэффициенты обеспеченности собственными средствами, показатели финансовой устойчивости клиента, а также коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.
Анализ денежного потока – использование фактических показателей, характеризующих оборот средств клиента в отчетном периоде.
По результатам расчета этих показателей банк делает заключение о классе кредитоспособности потенциальных кредитополучателей, который, в свою очередь, зависит от класса каждого рассчитанного показателя. Определенная сложность в отнесении клиента к тому или иному классу кредитоспособности возникает в случае значительной разбежки в уровнях фактических значений коэффициентов. Поэтому банки используют рейтинговую оценку, в основе которой лежит следующий принцип: банки самостоятельно определяют круг наиболее значимых с их точки зрения показателей и присваивают им определенный вес (в баллах или процентах). В дальнейшем класс кредитоспособности заёмщика принимается банками во внимание при разработке шкалы процентных ставок, определении условий и режима кредитования, оценке качества кредитов, составляющих кредитный портфель банка.
Оценка кредитоспособности заемщиков - физических лиц.
При кредитовании физических лиц также проводится процедура оценки их кредитоспособности, которая может осуществляться на основании уровня дохода заемщика, изучения его кредитной истории, а также стандартизированной скоринговой оценке.
Оценка кредитоспособности заёмщика по уровню доходов осуществляется на основе данных о доходе физического лица и степени риска потери этого дохода. Доход определяется исходя из справок о заработной плате или налоговой декларации, после чего корректируется с учетом обязательных платежей и коэффициентов риска банка.
Кредитная история представляет собой сведения о получении и погашении потенциальным кредитополучателем кредитов в прошлом. С целью формирования кредитных историй в странах создаются и функционируют кредитные бюро.
Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитных историй других клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.
В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик, в результате чего формируется интегральный показатель. Данный показатель сравнивается с неким числовым порогом, который, по существу, является линией безубыточности и рассчитывается из отношения, сколько в среднем нужно клиентов, которые платят в срок, для того, чтобы компенсировать убытки от одного должника. Кредит выдается тем клиентам, интегральный показатель которых выше этой линии.
Таким образом, скоринг не отвечает на вопрос, почему заёмщик не платит. Он выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, надежностью клиентов определенного возраста, определенной профессии, образования, таким же числом иждивенцев и т.д. В этом заключается дискриминационный характер скоринга: человек, по формальным признакам близкий к группе с плохой кредитной историей, скорее всего, получить кредит не сможет.
Кредитный мониторинг – система банковского контроля за всем процессом кредитования – проявляется в постоянном контроле как за прохождениями отдельных кредитов, так и за качеством кредитного портфеля в целом. Кредитный мониторинг позволяет своевременно выявить отклонение от целей кредитной политики и исправить ситуацию, обеспечивая умеренный риск.
- 3 Раздел
- 1. Банковская система России: отличительные черты, этапы формирования, структура и
- 2. Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «о
- 3. Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков.
- Экономические нормативы, устанавливаемые цб рф:
- 4. Платежная система России. Структура платежного оборота.
- 5. Организация безналичных расчетов в рф.
- 6. Система межбанковских расчетов.
- 7. Кассовые операции банков.
- 8. Ресурсы банка. Собственный капитал банка. Управление капиталом
- 9. Пассивные операции банков. Депозитные операции и депозитная политика банков.
- 10. Баланс банка. Структура баланса, особенности учета активных и пассивных операций.
- 11. Активные операции банка. Управление активами банка.
- 12. Кредит: сущность, функции и формы.
- 13. Условия кредитного договора. Порядок оформления кредита. 97
- 14. Кредитные риски и способы их снижения. Управление кредитными рисками в условиях
- 15. Кредитная политика банка. Управление кредитным портфелем банка.
- 16. Финансовый менеджмент в кредитной организации: сущность и содержание.
- 17. Финансовые результаты деятельности кредитной организации. Показатели эффективности
- 18. Организационные структуры управления банком. Стратегический план банка, основные
- 19. Управление персоналом в крупной кредитной организации: принципы, структура, служба
- 20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
- 21. Банковские риски. Управление банковскими рисками. 134
- 22. Ликвидность банка. Показатели ликвидности. Управление ликвидностью банка.
- 23. Валютные операции российских банков. Валютное регулирование и валютный контроль. Формы международных расчетов по экспортно-импортным операциям.
- 24. Банковские операции с ценными бумагами.
- 25. Оценка кредитоспособности заёмщика.
- 26. Вексель и операции банка с векселями.
- 27. Лизинг и лизинговые операции банков.
- 28. Ипотека. Ипотечное кредитование и его особенности в современной России.
- 29. Факторинг и факторинговые операции банков.
- 30. Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика банка. Управление фондовым портфелем банка.