logo search
РЦБ

27. Особенности эмиссии ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками

Коммерческие банки Российской Федерации осуществляют эмиссион¬ную деятельность. Правила работы банков на рынке ценных бумаг отли¬чаются от правил, установленных на эту деятельность для всех других небанковских организаций.

Следует отметить следующее различие между капиталами промыш¬ленных компаний и капиталами банков. Так, за счет собственного капитала и резервов банки покрываются 10-20 % общей потребности в средствах, тогда как у нефинансовых корпораций это соотношение составляет 40 — 50 % (а в ряде отраслей еще выше).

По Российскому законодательству коммерческие банки могут эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, век¬селя, производные ценные бумаги, причем для одних из них требуется регистрация эмиссионного проспекта и поэтому их можно считать эмис¬сионными ценными бумагами акции, облигации. Выпуск векселей, депозитных и сберегательных сертификатов осуществляется без регистрации проспекта эмиссии.

Коммерческий банк обязан также зарегистрировать и опубликовать итоги выпуска. Регистрация итогов осуществляется в объеме фактически реализован¬ных ценных бумаг, но не может превышать то количество, которое указано в проспекте эмиссии.

Эмиссионная деятельность банков направлена на привлечение финан¬совых ресурсов (денежных средств) и поэтому вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения. Цена привлечения финансовых ресур¬сов сравнивается с эффективностью их размещения и рассматривается механизм поддержания их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется величиной маржи - разницей между ценой при¬влечения и размещения ресурсов.

Стоимость привлекаемых финансовых ресурсов может быть просчита¬на однако обычно банки не погружаются в глубины инвестиционного анализа, а, проводя эмиссию акций, руководствуются следующими сооб¬ражениями. Увеличив пассивную часть баланса, можно быть спокойным в отношении экономических нормативов, которые рассчитываются исходя ихз величины собственного капитала банка. Потрясения на межбанковском рынке, состояние фондового рынка (характеризуемое как «спящий мед¬ведь»), неопределенность политической ситуации и другие факторы пре¬допределяют увеличение рискованности активных операций. Кроме того, банки не в полной мере овладели механизмом хеджирования, да и слабо развитые кредитный и фондовый рынки не предоставляют им возможно¬сти осуществлять такое хеджирование. Все это в совокупности делает единственным способом стабилизации положения банка - увеличение ус¬тавного капитала.

Следует отметить, что привлечение ресурсов в оборот с помощью вы¬пуска ценных бумаг дает большие возможности финансовому менеджеру по сравнению с рынком межбанковских кредитов (МБК) и вкладами, так как данные параметры определяются рынком и возможность маневра здесь ограничена, тогда как выпуск ценных бумаг в силу ряда причин по¬зволяет в определенной мере варьировать ценой.

Считается, что акции плохо размещаются на рынке ценных бумаг, и каждый менеджер, работающий на развитом фондовом рынке, знает, что если вторичный рынок ценных бумаг отсутствует, то размещение повтор¬ных эмиссий невозможно.

Первый выпуск акций должен полностью состоять из обыкновенных именных акций, выпуск привилегированных акций не допускается. При последующих выпусках количество акций по типам фиксируется в реше¬нии об их выпуске.

В процессе реализации акций не может быть уменьшено количество привилегированных акций за счет увеличения обыкновенных акций. По результатам проверки реестра акционеров может быть выявлено и завы¬шение объема выпуска привилегированных акций по сравнению с взяты¬ми обязательствами банка.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 102,4) налагаются ограничения на выпуск привилегированных акций, доля которых в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25 %.