logo search
РЦБ

3. Необходимость создания и основные тенденции развития рцб рф

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка капиталов.

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу пред¬приятий, а от предприятий - к населению. Такое перераспределение дохо¬дов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жиз¬ни, но происходило оно в условиях неразвитости адекватной системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распре¬деления инвестиционных ресурсов (финансового сектора), хотя доля сбе¬режений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой. Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства в наличную валюту (население), рост скрытых иностран-ных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года - рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном не связаны с финансированием производства. что отражает прежде всего объективные трудности перехода к новой эко¬номической системе.

До кризиса 17 августа 1998г. государственная политика в отношении рын¬ка ценных бумаг была следующей. Условно все реформы можно разделить на, три этапа

На первом этапе, (1990-1992 гг.), происходило создание предпосылок для развития фондового рынка образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.

На втором этапе, (1993 - 1994 гг.) фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской Федерации бес-платно.

На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней, начал складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями существующих российских акционерных обществ. Широ¬комасштабная продажа акций приватизированных предприятий осущест¬влялась через торговые системы. Самая популярная - Российская торго¬вая система (РТС).

С точки зрения формирования отраслевой структуры экономики дей¬ствие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах заключалось главным обра¬зом в мобилизации средств на развитие банковской системы. Эмитенты, представляющие другие сферы экономики (приватизированные предпри¬ятия), находились на этапе институциональной реформы и только еще подступали к масштабному привлечению инвестиционных ресурсов через механизмы рынка ценных бумаг.

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ре¬сурсов развитие рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками способствовали усилению процессов концентрации фи¬нансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

К основным факторам, определявшим развитие рынка ценных бумаг в 1991 -1995 годах, относятся

а) масштабная приватизация и связанные с ней

• выпуск приватизационных чеков как свободно обращающихся предъявительских ценных бумаг;

• выпуск в обращение акций приватизированных предприятий;

б) развитие практики финансирования дефицитов федерального бюд¬жета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выпуска цен¬ных бумаг, а также реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска ценных бумаг;

финансовых ресурсов специфических финансовых инструментов - казна¬чейских обязательств, налоговых освобождений и векселей;

г) выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими структурами, включая нелицензированные финансовые компании;

д) постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федера¬ции ценным бумагам на международные рынки капиталов.

К основным сегментам рынка цепных бумаг, сформировавшихся в те¬чение 1991-1996 годов, следует отнести, прежде всего, рынок государст¬венных и муниципальных долговых обязательств и рынок ценных бумаг приватизированных предприятий (корпоративных ценных бумаг).

В 1993-1996 годах происходило быстрое развитие рынка государст¬венных долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджет¬ный процесс развитие этого рынка также частично способствовало отвле¬чению средств вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерчески¬ми структурами.

Происходит формирование основной нормативной базы, создаются органы по регулированию рынка ценных бумаг ФКЦБ, принимаются ос¬новополагающие законы, О рынке ценных бумаг, Положение об акционерных обществах. Также реформы направлены на улучшение зако¬нодательства и создание целостной системы регулирования фондового рынка.

Принятый в апреле 1996г. Закон РФ О рынке ценных бумаг открыл новые возможности для долговременного и стабильного развития рынка ценных бумаг. Для закона характерны преемственность - учитывается практика российского фондового рынка 1990-1994гг.; непротиворечи-вость закона другим законодательным актам; признание смешанной мо¬дели фондового рынка; сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним; единство государст¬венного регулирования рынка ценных бумаг.

Масштабная приватизация государственных предприятий привела к по¬явлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых инструментов - акций приватизированных предприятий. Быстрое развитие рынка акций приватизированных предприятий и обеспечивающей его ин¬фраструктуры в сочетании с динамичным развитием рынка государствен¬ных и муниципальных ценных бумаг стало фактором вытеснения с рынка высокорискованных ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг.

Существует огромный потенциал роста этого сегмента рынка ценных бумаг как на основе повышения курсов акций крупных приватизированных предприятий, уже обращающихся на рынке, так и за счет притока на рынок акций средних и мелких предприятий.

Выпуск акций и других ценных бумаг новыми коммерческими струк¬турами показал высокую степень готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Вместе с тем значительное количество новых коммерческих структур, активно разме¬щавших свои ценные бумаги на начальном этапе развития рынка, не оп¬равдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков. Первые выпуски цен¬ных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно не¬достаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости сис¬темы государственного регулирования рынка. Ситуация в этом сегменте рынка предельно обострилась с появлением нелицензированных финан¬совых компаний, активно привлекавших в 1992-1994 годах средства насе-ления на приобретение не обеспеченных реальными активами ценных бумаг или суррогатов ценных бумаг. Процесс привлечения новых средств вкладчиков в такие рисковые структуры удалось остановить в начале 1995 года, и в настоящее время эта проблема существует главным образом в сфере защиты интересов вкладчиков, передавших свои средства новым коммерческим структурам (в том числе нелицензированным финансовым компаниям)до 1995 года.

Характерной особенностью этого сегмента рынка ценных бумаг стало широкое использование векселей и других квазиденежных инструментов, выпуск которых отражает стремление эмитентов обойти правовые огра¬ничения и уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском классических финансовых инструментов рынка ценных бумаг.

За период с 1992 по 1996 год произошло и первичное становление ин¬фраструктуры фондового рынка. Высокими темпами развивались все ти¬пы посредников на рынке ценных бумаг. К настоящему времени с точки зрения количества и уровня специализации структур фондового рынка Россия уже вполне сопоставима со странами с развитыми рынками капи¬талов. Основные группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют собой

• коммерческие банки;

• брокерские фирмы;

• инвестиционные фонды различных типов;

• инфраструктурные организации (фондовые биржи, торговые сис¬темы, регистраторы, депозитарные и расчетно- клиринговые организации и другие).

В 1997г. рынок ГКООФЗ отметил своё четырёхлетие. За относительно короткий период колоссально возросла его роль и как источника неинфляционного финансирования дефицита бюджета, и как основы для про¬ведения денежной политики Центрального Банка России, и как привлека¬тельного средства для вложений, сочетающего высокую ликвидность и гарантированную доходность.

Быстрый рост рынка ГКООФЗ, активная политика заимствований на внутреннем рынке в 1996г., а также желание инвестировать внутренние ресурсы в реальный сектор экономики обусловили постепенный допуск иностранных инвесторов на рынок государственных ценных бумаг.

С октября 1996г. возрос чистый приток иностранного капитала в госу¬дарственные ценные бумаги. Это, в свою очередь, стало причиной сниже¬ния процентных ставок по ним.

Однако негативные события на мировых финансовых рынках в конце октября 1997 года весьма отрицательно отразились на состоянии рынка государственного внутреннего долга.

В 1998г. Министерство Финансов рассчитывало плавно, аккуратно, без потерь выйти из кризиса. О принудительной реструктуризации задол¬женности не могло быть и речи.

Однако, ситуация в экономике, в том числе и на рынке ГКООФЗ в 1998г. вышла из под контроля, что привело к очень тяжёлым последствиям. Нарастание нестабильности состояния финансового рынка, отмечав¬шееся с октября 1997г., завершилось в августе 1998г. полным крахом рынка.

Системный финансовый кризис 1998г. стал результатом углубления фун¬даментального противоречия между относительно высокими темпами разви¬тия финансового сектора и глубоким затяжным спадом в реальном секторе в предыдущие годы.

К началу 1998г. рынок ГКООФЗ являлся важнейшим сектором де¬нежного рынка по влиянию на динамику показателей на смежных секто¬рах денежного рынка и на общеэкономическую ситуацию в целом. Нарас¬тание кризисных явлений на рынке государственных ценных бумаг при¬вело в середине августа к остановке торгов ГКООФЗ.

14 августа 1998г. состоялись последние докризисные торги государст¬венными облигациями, а 17 августа правительство РФ объявило о реше¬нии провести реструктуризацию внутреннего долга, т.е. перенести испол¬нение своих обязательств по ГКООФЗ на более поздний срок.

Окончательные условия реструктуризации (позже её стали называть новацией) были определены лишь к концу года (через 3,5 месяца после прекращения торгов) и оформлены как Приложение к распоряжению пра¬вительства РФ №1787 от 12 декабря 1998г. О новации по ГКО. Оно со¬держало следующие принципы

• Задолженность перед организациями, которые в соответствие с действовавшими на 15 августа 1998г. нормативными актами были обяза¬ны хранить активы в государственных ценных бумагах погашается де¬нежными средствами (на дату наступления погашения) с учётом установ¬ленных этими нормативными актами пропорций;

• ГКООФЗ, приобретённые физическими лицами, погашаются на дату наступления погашения;

• Государственные ценные бумаги со сроком погашения до 31 де¬кабря 1999г., принадлежащие Центральному Банку, переоформляются в государственные ценные бумаги, номинированные в рублях, со сроком погашения с 2013 по 2018г. с выплатой купонного дохода в размере 5% годовых и т.д.

Основные причины дестабилизации рынка государственных ценных бумаг заключались в значительном обострении проблем с государствен¬ными финансами и усилением политической нестабильности в стране. Неуверенность инвесторов в способности эмитента выполнить обязатель-ства по погашению внутреннего государственного долга стимулировала продажу госбумаг и перевод полученных средств в иностранную валюту.

Принятое 17 августа решение, с одной стороны, способствовало защи¬те расходных статей бюджета, в том числе имеющих социальную направ¬ленность. С другой стороны, замораживание рынка ГКООФЗ, как основ¬ного рыночного сегмента, негативно сказалось на состоянии российского финансового рынка и банковской системы в целом. Оно означало не только замораживание самых ликвидных активов, но и устранение важ¬нейших ориентиров рыночной деятельности.

Реально обмен старых бумаг на новые начался в январе, и срок его окончания, первоначально назначенный на 15 марта 1999г., был перенесён на 1 мая 1999г.

В этих условиях главной задачей регулирования органов является вос¬становление доверия к рынку государственных ценных бумаг. Поэтому на первом этапе не планируется его использование для финансирования бюджетного дефицита. Реальным шагом к возобновлению работы рынка государственных ценных бумаг стало начало вторичных торгов с 15 янва¬ря 1999г. по ОФЗ-ПД со сроком погашения после 31 января 1999г., а с 28 января - по новым ГКООФЗ, полученным в ходе реструктуризации.

Реализация решения о новации по государственным ценным бумагам при¬вела к качественному изменению структуры рынка. Одной из отличительных особенностей рынка после возобновления вторичных торгов стал более дол¬госрочный характер облигационного долга, что объясняется -значительной долей в общем объёме обращающихся на рынке облигаций выпусков ОФЗ с длительным сроком до погашения.

Можно сделать вывод, что рынок государственных облигаций утратил свои основные привлекательные черты - надёжность и ликвидность при сроках вложения до года. Без выпуска новых бумаг со сроком обращения до трёх месяцев, рынок, вероятно, не сможет набрать обороты, поскольку наиболее естественный механизм восстановления доверия предполагает постепенный приток средств в бумаги большей срочности по мере сниже¬ния доходности коротких выпусков. К тому же корпоративные векселя не смогут заменить госбумаги в секторе краткосрочных инструментов из-за меньших ликвидности и надёжности. Поэтому выпуск ГКО просто не¬обходим для нормального функционирования финансового рынка.

Финансовый кризис осени 1997г. и лета 1998г. показал, что наиболее эффективным институтом должен стать рынок корпоративных и муници¬пальных долговых финансовых инструментов.

В течение периода восстановления рынок государственных ценных бумаг, вероятно, будет развиваться медленными темпами, постепенно наращивая объёмы операций и расширяя круг участников. Успешному развитию рынка должно способствовать формирование рыночного уровня доходности, сопоставимого с существующими темпами инфляции и ди¬намикой обменного курса рубля.

Отличительными чертами российского рынка ценных бумаг являются

• Непредсказуемость, что связано с нестабильностью политической и экономической обстановки;

• Отсутствие портфельных инвестиций;

• Отсутствие ликвидного рынка негосударственных долговых фи¬нансовых инструментов;

• Несовершенство налоговой системы;

• Отсутствие системы страхования финансовых гарантий;

• Спекулятивный характер большинства операций.