8.1. Банки как участники валютного рынка.
В основе валютных операций лежит международная торговля и, следовательно, международное движение капиталов. Например, английский экспортер реализует товар японскому покупателю. Для этого необходимо японские йены импортера превратить в фунты стерлингов для поставщика товара
Валютный рынок — самый значительный в мире финансовый рынок, на котором валюта одной страны продается за другую валюту. Международный валютный рынок — внебиржевой рынок, его участники производят обменные операции через коммерческие и инвестиционные операции по всему миру, используя для этого компьютерные терминалы, телефоны, Интернет и прочие средства связи. Например, одной из коммуникационных сетей для осуществления операций с валютой является бельгийская некоммерческая структура S.W.I.F.T (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications).
Основные участники валютного рынка:
• коммерческие банки;
• импортеры, оплачивающие поступающие товары в валюте;
• экспортеры, получающие валюту за вывезенный товар и конвертирующие ее в национальную денежную единицу;
• портфельные инвесторы, покупающие и продающие иностранные акции и облигации;
• валютные брокеры, которые покупают и продают валюту по заказу клиента;
• дилеры, которые осуществляют спекулятивные сделки с валютой, играя на разнице курса;
• трейдеры, являющиеся маркетмейкерами валютного рынка. Одна из наиболее значительных составляющих международных финансов — обмен иностранной валюты. Международные курсы ва лют, процентные ставки и уровень инфляции обычно очень тесно взаимосвязаны.
Основной документ валютного законодательства в нашей стране — Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он защищает российский рубль в условиях параллельного обращения свободно конвертируемой иностранной валюты. ЦБР также регулярно издает нормативные акты, обязательные для исполнения.
Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков связана с осуществлением банковских операций в рублях и валюте при экспорте-импорте товаров и услуг, их реализации на территории РФ и за иностранную валюту, в сделках неторгового характера и при проведении хозяйственных операций нерезидентами внутри страны.
К банковским операциям с иностранной валютой относятся:
• ведение валютных счетов клиентуры;
• установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и зарубежными банками;
• международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;
• покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
• привлечение и размещение валютных средств внутри РФ;
• кредитные операции на международных денежных рынках;
• депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках.
Коммерческие банки могут проводить операции только при наличии одной или нескольких лицензий. Такими лицензиями являются:
• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (кроме привлечения во вклады средств физических лиц). Подобная лицензия может быть выдана действующему или вновь создаваемому банку. При ее наличии банк может устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством зарубежных банков;
• лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Она выдается банку, если с даты его регистрации прошло не менее двух лет;
• генеральная лицензия представляется банку, осуществляющему все банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий генеральную лицензию, правомочен создавать за границей филиалы и участвовать в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.
Банки, получившие одну или несколько лицензий, называются уполномоченными и являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 4.2 Конспект лекций по курсу «Банковское дело»
- Раздел 1. Банки как часть финансовой системы.
- 1.1. История банковского дела.
- III этап развития банковской деятельности (специализированные банки)
- 1.2. Банковская система и ее функции.
- 1.3. Страхование вкладов.
- 1.4. Банковская специализация.
- Раздел 2. Деятельность центрального банка.
- 2.1.Организационные основы денежно-кредитной политики.
- 2.2. Центральный банк и его функции.
- 2.3. Макроэкономика денежно-кредитной политики.
- 2.4. Банковский надзор.
- Раздел 3. Организация деятельности коммерческих банков
- 3.1. Учреждение и лицензирование коммерческого банка. Организационное устройство коммерческого банка.
- Организационная структура банка
- 3.2. Величина банка и основные направления его расширения.
- 3.3. Ликвидация, банкротство и реорганизация коммерческого банка.
- Раздел 4. Активные и пассивные операции коммерческих банков
- 4.1. Пассивные операции банка
- Привлеченные и другие ресурсы
- 4.2. Структура активных операций банка
- 4.3. Основные показатели деятельности банков.
- Раздел 5. Расчетно-кассовые операции банков.
- 5.1. Денежный оборот и его структура. Сущность расчетно-кассовых операций.
- 5.2. Счет. Его порядок открытия, переоформления и закрытия, виды счетов.
- 5.3. Расчетные операции коммерческих банков.
- 1) Участники:
- 2) Объекты:
- 4) Принципы организации безналичных расчетов :
- Межбанковские расчеты.
- Раздел 6. Банковское кредитование
- 6.1. Кредит: сущность и формы.
- 6.2. Кредитная политика банка. Законодательные основы кредитных операций.
- 6.3. Условия кредитования.
- Ставки межбанковских кредитов ( процентах годовых)
- 6.4. Оценка кредитоспособности клиентов.
- 6.5. Процедура кредитования заёмщика.
- Раздел 7. Операции банка с ценными бумагами
- 7.1. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами.
- 7.2. Банк как эмитент.
- 7.3. Брокерское обслуживание.
- 7.4. Банк как дилер на рынке ценных бумаг.
- Раздел 8. Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность банков
- 8.1. Банки как участники валютного рынка.
- 8.2. Регулирование валютных операций коммерческих банков.
- 8.3. Внешнеэкономическая деятельность банков.
- 8.4. Валютные риски.
- Раздел 9. Управление банком
- 9.1. Банковский маркетинг.
- I этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 9.2. Банковский менеджмент.
- 9.3. Управление персоналом.
- 9.4. Банковская безопасность.
- 9.5. Финансовый менеджмент в банке.
- 9.6. Автоматизированные банковские системы.