9.5. Финансовый менеджмент в банке.
Управление капиталом предполагает:
• обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Так, чем больше доля рисковых активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства.
В любом случае банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными;
• выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала. Различают два способа:
− важнейший внутренний источник роста капитала - прибыль. Ее размер связан с дивидендной политикой банка (установленным размером дохода на акцию). Банк заинтересован в сохранении старых акционеров и привлечении новых, поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиций с аналогичной степенью риска. “Недостаток” наращивания прибыли связан с размером ее налогообложения;
− увеличение капитала банка за счет повторных эмиссий связано с их высокими издержками. Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности различных факторов;
− суббординированный кредит.
• учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и других кредитных организаций (в финансовом менеджменте рассматривается как самостоятельное направление - “управление пассивами”).
Управление активами и пассивами
предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска.
При организации депозитных операций следует:
• разнообразить депозиты по срокам, размерам и формам, обязательно выделяя депозиты до востребования, срочные и вклады населения;
• особое внимание уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка;
• постоянно отслеживать остатки средств на расчетных (текущих) счетах и обороты по ним, при наличии на отдельных счетах постоянного остатка средств рекомендовать владельцам переводить их на счета срочных депозитов (возможно на условиях компенсационного депозита под кредит);
• свести к минимуму свободные ресурсы средств на депозитных счетах (т.е. не использованных в активных операциях);
• проводить процентную политику, обеспечивающую привлечение клиентов - вкладчиков и процентную маржу (разницу между взимаемыми и выплачиваемыми процентами) не ниже, чем в сопоставимых банках.
Управление активами предполагает:
1. диверсификацию активных операций по степени их ликвидности.
Выделяют:
• высоколиквидные активы - первичные резервы (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках);
• вторичные резервы - государственные ценные бумаги, ссуды и др. платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;
• остальные ссуды;
• ценные бумаги негосударственных эмитентов;
• основные средства (здания и оборудование) - неликвидные активы.
2. Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по ссудам и ценным бумагам.
3. Поддержание доходности активов
Основные методы управления активами
Рисунок … Общий метод распределения средств Управление активами по методу общего фонда средств
Все ресурсы банка (собственные и привлеченные) образуют общий фонд средств, который размещается по активам на основе текущих приоритетов либо с позиций обеспечения текущей ликвидности, либо обеспечения спекулятивной прибыли. Метод считается рискованным. Им в отдельные периоды могут пользоваться только банки с высокой финансовой устойчивостью.
Метод распределения активов или консервации средств имеет широкое распространение в банковской практике. Он базируется на скорости обращения различных видов привлечения ресурсов.
Управление осуществляется одновременно пассивами и активами путем их координации по срокам и размерам. Метод приводит к созданию внутри банка относительно обособленных “центров ликвидности - прибыльности”.
Рисунок … Управление активами по методу распределения активов (конверсия средств)
При ориентации банка на более полное удовлетворение потребностей клиентов оба метода имеют недостатки. Спрос на кредиты и предложение ресурсов могут не совпадать. Ориентируясь на средний уровень ликвидности, банки меньше думают о клиентах.
Метод научного управления активами или экономико-математический ориентируется на максимизацию прибыли при соблюдении нормативов ликвидности и диверсификации рисков. Этот метод считается наиболее эффективным. В основе научного управления активами и пассивами лежат, так называемые, «золотые банковские правила».
Показателем эффективности управления активами и пассивами любым из методов или их сочетанием является уровень доходности по активным операциям банка.
«Золотые банковские правила»
• Краткосрочные пассивы размещаются в краткосрочные активы. Долгосрочные пассивы размещаются в долгосрочные активы.
• Сумма краткосрочных и среднесрочных средств по активу не должна превышать сумму краткосрочных и среднесрочных обязательств по пассиву.
• Сумма долгосрочных средств по активу может превышать сумму долгосрочных обязательств банка и его собственного капитала. Срок размещения не должен превышать срок привлечения.
• Структура активов: чем ниже доля высокорисковых активов в балансе банка, тем выше его ликвидность.
• Структура пассивов: чем ниже доля вкладов до востребования и больше доля срочных вкладов, тем выше ликвидность.
Управление доходностью банка
предполагает извлечение по активным операциям дохода, достаточного для покрытия:
• издержек по привлечению средств;
• операционных издержек;
• издержек инфляции;
• рисков по доходным операциям (премия за риск);
Следует различать понятия, образующие систему финансовых результатов деятельности банка:
• доходы банка;
• расходы банка;
• прибыль банка;
• доходность банка или отдельных операций;
• прибыльность (рентабельность) банка.
Доходность (рентабельность) деятельности банка отражается системой показателей (коэффициентов). К основным показателям относятся:
Рентабельность активов (ROA) = Прибыль/Активы * 100%
Рентабельность активов, приносящих доход = Прибыль/ Активы доходные * 100%
Эффективность активных операций = Активы доходные/Активы * 100%
Рентабельность капитала (ROE) = Прибыль/Капитал * 100%
Грамотное управление доходностью банка отражает интересы многих экономических субъектов:
• Банк → прибыль
• Государство → налоги и устойчивость денежно-кредитной системы
• Клиенты → проценты по вкладам
• Акционеры → размер дивидендов.
Управление банковскими рисками
включает:
• классификацию рисков по их видам;
• выявление взаимозависимостей между различными группами рисков;
• определение целей и принципов управления рисками;
• выделение этапов управления рисками;
• выбор способов снижения рисков.
Риск - вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом (вариабельность дохода).
Классификация рисков - многовариантна, строится в зависимости от выбранных критериев.
Рисунок …Классификация рисков
Наиболее важную роль в деятельности кредитных организаций играют следующие риски:
• кредитный;
• портфельный (ценные бумаги);
• риск ликвидности;
• риск изменения процентных ставок;
• валютный (риск изменения стоимости активов и пассивов в национальной валюте при изменении валютного курса).
Цели управления рисками:
• избежать риска;
• удержать риск за инвестором;
• перевести риск на третье лицо.
Принципы управления рисками:
• нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капитал;
• тщательно просчитывать последствия риска;
• нельзя рисковать многим ради малого.
Этапы управления риском:
• определение сферы риска;
• количественная оценка риска;
• разработка программы мероприятий по снижению рисков;
• мониторинг (отслеживание) рисков.
Рисунок … Процесс управления риском
Основные способы снижения риска:
• диверсификация (размещение в кредитном или инвестиционном портфеле различных по уровню доходности и степени риска активов);
• лимитирование - установление лимита (предельных сумм кредитования, расходов и т.п.);
• самострахование - создание резервных и страховых фондов за счет кредитной организации;
• страхование - перенесение части риска на страховую компанию, которая возмещает полностью или частично ущерб кредитору при возникновении страхового случая;
• хеджирование;
• оценка кредитоспособности заемщика как способ снижения кредитного риска.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 4.2 Конспект лекций по курсу «Банковское дело»
- Раздел 1. Банки как часть финансовой системы.
- 1.1. История банковского дела.
- III этап развития банковской деятельности (специализированные банки)
- 1.2. Банковская система и ее функции.
- 1.3. Страхование вкладов.
- 1.4. Банковская специализация.
- Раздел 2. Деятельность центрального банка.
- 2.1.Организационные основы денежно-кредитной политики.
- 2.2. Центральный банк и его функции.
- 2.3. Макроэкономика денежно-кредитной политики.
- 2.4. Банковский надзор.
- Раздел 3. Организация деятельности коммерческих банков
- 3.1. Учреждение и лицензирование коммерческого банка. Организационное устройство коммерческого банка.
- Организационная структура банка
- 3.2. Величина банка и основные направления его расширения.
- 3.3. Ликвидация, банкротство и реорганизация коммерческого банка.
- Раздел 4. Активные и пассивные операции коммерческих банков
- 4.1. Пассивные операции банка
- Привлеченные и другие ресурсы
- 4.2. Структура активных операций банка
- 4.3. Основные показатели деятельности банков.
- Раздел 5. Расчетно-кассовые операции банков.
- 5.1. Денежный оборот и его структура. Сущность расчетно-кассовых операций.
- 5.2. Счет. Его порядок открытия, переоформления и закрытия, виды счетов.
- 5.3. Расчетные операции коммерческих банков.
- 1) Участники:
- 2) Объекты:
- 4) Принципы организации безналичных расчетов :
- Межбанковские расчеты.
- Раздел 6. Банковское кредитование
- 6.1. Кредит: сущность и формы.
- 6.2. Кредитная политика банка. Законодательные основы кредитных операций.
- 6.3. Условия кредитования.
- Ставки межбанковских кредитов ( процентах годовых)
- 6.4. Оценка кредитоспособности клиентов.
- 6.5. Процедура кредитования заёмщика.
- Раздел 7. Операции банка с ценными бумагами
- 7.1. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами.
- 7.2. Банк как эмитент.
- 7.3. Брокерское обслуживание.
- 7.4. Банк как дилер на рынке ценных бумаг.
- Раздел 8. Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность банков
- 8.1. Банки как участники валютного рынка.
- 8.2. Регулирование валютных операций коммерческих банков.
- 8.3. Внешнеэкономическая деятельность банков.
- 8.4. Валютные риски.
- Раздел 9. Управление банком
- 9.1. Банковский маркетинг.
- I этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 9.2. Банковский менеджмент.
- 9.3. Управление персоналом.
- 9.4. Банковская безопасность.
- 9.5. Финансовый менеджмент в банке.
- 9.6. Автоматизированные банковские системы.